НАЧАЛО

КАК СОЗДАТЬ ОБРАЗ?

© Еремушкина Екатерина Владимировна, 2003

 
ВВЕДЕНИЕ
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СТРУКТУРЫ ОБРАЗА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МЕТАФОР
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ МЕТАФОР
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 

 

ВВЕДЕНИЕ

У Вас никогда не возникало вопроса, почему одни стихи читать легче, чем другие? Конечно, это зависит от Ваших симпатий и антипатий к тому или иному автору, от настроения, которое создают стихи. Но, согласитесь, немаловажную роль играют и художественные образы. Некоторые из них легко представить и понять ("И брызжет солнце горстью свой дождик на меня..." (С. Есенин)), а есть такие, которые понять довольно сложно ("Дождь на моем плече сидел, как обезьяна" (Б.Ахмадулина)).

Возможно, все дело в особенностях нашего восприятия, но ведь и то, как построен образ, насколько он нов и интересен, тоже играет свою роль.

Эта работа - попытка ответить на вопрос, как создать свой необычный, красивый и точный образ. Для исследования мы выбрали образ дождя.

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Но, может быть, проблемы создания новых образов вовсе и не существует? Может быть, каждый из нас легко это сделает без использования специальных приемов?

Мы попытались ответить на этот вопрос и провели небольшое исследование. Оно заключалось в анкетировании учащихся нашего (10Ц) класса, параллели 5-х классов и 2-го курса среднего специального учебного заведения (всего было опрошено примерно, 150 человек).

Была составлена анкета следующего вида.

  1. Представьте дождь, который Вас раздражает. На что он похож?

  2. Представьте дождь, который Вам приятен. На что он похож?

В своих ответах учащиеся использовали следующие приемы создания образа:

  • прямое сравнение на разных этажах "системного лифта" ("дождь как капли смолы", "льющийся поток солнца", "слезы плачущего человека");

  • олицетворение ("улыбающийся человек");

  • реже - метафору ("как будто меня душат подушкой").

В большинстве анкет встречались стереотипные образы (дождь - душ), некоторые учащиеся 5 классов и училища вообще не сумели придумать образ.

Мы пришли к выводу, что ответ на вопрос, как создавать необычные образы все же будет полезен.

Чтобы изучить структуру образа и понять, как он создается, мы обратились к русской поэзии 18 - 20 века и составили картотеку "Образы дождя". В таблице 1 приведена форма карточки с примером.

Таблица 1. Форма карточки.

Поэт

Николай Тихонов

Название

Дождь

Время

1-я половина 20 века

Стихотворная строка

“Работал дождь. Он стены сек
Как сосны с пылу дровосек”

Способ создания

Олицетворение

Структура образа

Действие дождя сравнивается с действием человека (сравнение 2-х систем по действию)

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СТРУКТУРЫ ОБРАЗА

При изучении структуры образа мы использовали системный подход. Он заключается в следующем. Любой объект, выбранный нами для изучения, рассматривается в качестве системы, обладающей определенными свойствами. В этой модели используются следующие понятия:

  • Система - совокупность элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к сумме свойств отдельных элементов (системными свойствами).

  • Надсистема (нС) - объект или явление, частью которого является наша система.

  • Подсистема (пС) - часть исходной системы.

  • Сопутствующая система (соС) - система из той же надсистемы, что исходная.

  • Антисистема (антиС) - система, обладающая свойствами, противоположными свойствам исходной системы.

В ходе исследования картотеки была составлена таблица, которая представляет отдельные литературоведческие приемы (тропы) в модели системного подхода. Это позволяет увидеть и понять структуру образа.

 
Таблица 2. Приемы создания образов

Название приема

Определение

Место в “системной” Модели

Литературный пример

Свой пример

Антитеза

Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий, обозначение всякого содержательно значимого контраста

Система - антисистема

“Сырой овраг сухим дождем / росистых ландышей унизан”. (Б.Пастернак)

“Капель сухие щелчки”

Оксюморон

Парадоксально звучащая антитеза, обычно в виде антономичных существительного с прилагательным или глагола с наречием

--------//-----------

 

Оглушающий шепот дождя

Гипербола

Стилистическая фигура, основанная на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета

“Увеличение”, “усиление” свойства

“Золотая буря” (А.Майков)

Рев дождя

Сравнение

Один из способов косвенной характеристики, уподобление одного предмета другому, появление и усиление общего признака

Можно различать уподобление: по свойству, по действию, по причине (происхождению), по последствиям.

“И, как уголь по рисунку, / грянул ливень всем плетнем” (Б.Пастернак).

Струи дождя, как ленты серпантина…

Метафора

Вид тропа, перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-нибудь отношении или по контрасту

Можно различать перенос: свойств, действий, причин (происхождения), последствий.

“Повисли перлы дождевые” (Ф. Тютчев). “И свежих капель виноградник/ зашевелился в мураве” (О.Мандельштам)

Капель мелкие шажки

Олицетворение

Особый вид метафоры, перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы или явления

--------//-----------
Перенос п/с а
Перенос н/с, Влияния а

“Стукнут пальчики дождя”. (Д.Кедрин). “Дома и капли песни пели, когда он шел по мостовой” (С.Островой).

Толстый, отряхивающийся гусь

 

В литературоведении идея системного подхода к анализу образов не нова. Он использовался многими исследователями. Из рассмотренных нами источников, наиболее интересным представляется подход, реализованный в "Словаре поэтических образов" Н. Павлович. Как пишет сам автор, "Основная идея словаря заключается в следующем:

  1. существуют законы, по которым устроены поэтические образы - парадигмы образов.

  2. Каждый образ существует в языке не сам по себе, а в ряду других, внешне, возможно, различных, но в глубинном смысле сходных образов и вместе с ними реализует некий общий для них смысловой инвариант, т.е. модель или парадигму.

Парадигма... состоит из двух устойчивых смыслов, связанных отношением отождествления. Например, "ВРЕМЯ а ВОДА". Левый элемент - то, что отождествляется, правый элемент - то, с чем отождествляется, стрелка - направление отождествления. Понять образ - значит, узнать его смысловой инвариант, парадигму".

Если описать структуру словаря на "системном" языке, то автор сначала представляет парадигму обобщенного понятия, а потом переходит к его подсистемам и сопутствующим системам. "После общего заглавия (Вода) идет перечень более конкретных понятий (Вал, брызги, водопад, волна и т.д.)".

Мы начали работать со словарем в надежде найти новые образы для картотеки. Но структура словаря показалась нам интересной и полезной. Словарь помогает понять сущность образа и оценить частоту его появления в литературе. Также интересно было рассмотреть образы "наоборот", т.е. не то, что сравнивается, а то, с чем сравнивается". Однако, и в этом словаре мы не нашли описания структуры образа и способов его создания. Мы используем словарь для собственного системного анализа образов.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МЕТАФОР

Системный подход мы применяли не только при изучении структуры поэтических образов, но и для их создания. Использовалась модель 9-экранной схемы, или системного оператора, разработанная в теории решения изобретательских задач - ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер).

Системный оператор помогает рассмотреть образ во всех его проявлениях ("увидеть" его в системе, надсистеме, подсистеме, а также в прошлом, настоящем, будущем) и, применив приемы на разных "этажах", получать совершенно разные образы, в то время, как литературные приемы не учитывают системного перехода, а также динамики развития образа. Чтоб было понятнее, о чем идет речь, приведем пример.

Рассмотрим "дождь" в системном операторе.

Для каждой клетки схемы можно найти свой спектр парадигм и получить метафоры.

  • ПС - настоящее. Капли - зерна риса. "Рисовые зерна дождя".
  • С - настоящее. Дождь - косарь. "Дождь косил траву".
  • НС - настоящее. Гроза - певчие. "Певчие в ярких одеждах грянули громкую песню".
  • С - будущее. Лужи - следы человека. "Прошел он в мокрых сапогах, оставив мокрые следы".
  • С - прошлое. Туча - человек. "Туча надулась, того и гляди разрыдается"..

Системный оператор можно применить ко 2-й части уже полученной парадигмы. Рассмотрим парадигму "Дождь - ребенок".

Теперь попробуем создать образы, пользуясь системным оператором.

  • нС - прошлое: "ясли дождевых капелек";
  • С - прошлое: "злой плачущий младенец";
  • пС - прошлое: "сжимались капли в кулачок";
  • С - настоящее: "задорный смех играющего дождя";
  • С - настоящее: "дождь бежал вприпрыжку, хлопая в ладоши";
  • нС - настоящее: "семья веселая дождей";
  • С - будущее: "серьезный, взрослый дядя Дождь";
  • С - будущее: "дождь мал еще, но подрастет и будет строить замки из листвы";
  • пС - будущее: "удары мощных кулаков в стекло и топот сильных ног дождя".

Это далеко не все, что можно сделать с помощью "системной раскладки".

 

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ МЕТАФОР

Новые возможности дает "наложение" на системный оператор приемов, позволяющих изменять парадигму образа.

Этот подход позволяет предложить следующий алгоритм создания спектра метафор (рассмотрим его также на примере работы над образом дождя).

  1. Поиск подходящей парадигмы.
    • Вспомните дождь.
      Как он выглядит?
      Как звучит?
      Ваши ощущения?
    • Найдите парадигму, которая соответствует вашим представлениям (в нашем примере "ДОЖДЬ а ПЛАЧУЩИЙ ЧЕЛОВЕК").
  2. Применение системного оператора, получение метафор.
    • Заполните верхнюю строку таблицы 3 для выбранной Вам парадигмы (пример в таблице).
  3. Создание нового спектра метафор.
    • Примените приемы (вертикаль таблицы 3) к каждой, из полученных Вами метафор.
Таблица 3. Способы создания метафор
 

ВИД

ДЕЙСТВИЕ

ЗВУЧАНИЕ, ОЩУЩЕНИЯ

ПРИЧИНА

ПОСЛЕДСТВИЯ

Название приема

НС

С

пС

нС

С

ПС

нС

С

пС

нС

С

пС

нС

С

пС

 

Злые люди (обидчики)

Плачущий человек

Слезы

Злой смех обидчиков

плач

Слезы капают

Звук смеха обидчиков

Всхлипывания

Холод на щеке

Тяжелый характер обидчиков

Обида, его столкнули с тучи

Боль

Злая радость обидчиков

Облегчение

Следы слез

----------------

                   

4)

       

Противопоставление

2)

           

1)

             

Усиление

       

3)

 

4)

               
 

Мы выбрали парадигму “ДОЖДЬ а ПЛАЧУЩИЙ ЧЕЛОВЕК” и получили следующий спектр метафор:

  1. Система - звучание - противопоставление: Дождь всхлипывал с ясной улыбкой.
  2. Надсистема - вид - антитеза: "Злое небо сладкою улыбкой провожает дождь в последний путь".
  3. Система - действие - гипербола: "Надрывный плач дождя над высохшей землей".
  4. Система - причина - олицетворение. "Грубый ветер столкнул его с тучи"
  5. Система - звучание - гипербола. "Грохотало смехом небо, когда на землю падал он".

Параллельно была продолжена обработка картотеки. Пользуясь составленной таблицей, мы попробовали проанализировать, как используются в поэзии те или иные приемы (см. таблицу 4).

Таблица 4. Частота использования приемов создания образа.
 

ВИД

ДЕЙСТВИЕ

ЗВУЧАНИЕ, ОЩУЩЕНИЯ

ПРИЧИНА

ПОСЛЕДСТВИЯ

Название приема

нС

С

пС

нС

С

пС

нС

С

пС

нС

С

пС

нС

С

пС

Антитеза

   

1

                       

Оксюморон

                             

Гипербола

 

2

   

2

                   

Сравнение

1

3

1

 

2

   

3

             

Метафора

3

5

5

3

6

4

 

1

3

     

1

1

 

Олицетворение

3

6

4

1

9

1

 

3

1

       

1

 
 

Из таблицы видно, что чаще всего используются различные разновидности приема сравнения (сравнение, метафора, олицетворение), реже - гипербола и крайне редко - различные виды противопоставлений. Можно также заметить, что почти не используется временная линия.

Когда картотека будет более полной, можно будет проанализировать ее с учетом времени создания стихов и более точно отследить закономерности развития образа.

А пока позволим себе сделать некоторые отдельные выводы относительно развития образа дождя в поэзии.

Было замечено, что со временем образ дождя в поэзии становился более динамичным. Если в русской поэзии 17 века образ дождя представлял собой статичную (визуальную или аудиальную) картинку ("нитки жемчуга", "барабанит дождь"), своеобразный фон, то позднее он стал более "живым", как бы вышел на первый план, сам стал объектом пристального внимания. В стихах 20-го века дождь нередко предстает совершенно самостоятельным фантастическим существом и живет своей жизнью.

Стихотворения 18 начала 19 веков изобилуют довольно простыми для понимания образами ("золотой поток"), у авторов 20 века образы становятся сложнее ("чаинок беготня"). Если образы в поэзии 18 - начала 19 в.в. нарочито красивы, со временем появляются более "приземленные" образы ("испарина на спине купальщиц").

В плане дальнейшего развития работы можно поставить ряд вопросов, ответы на которые позволит получить анализ картотеки и работа со "Словарем образов".

  • Любой образ когда-то появляется, проживает свою жизнь и неизбежно видоизменяемся... Может ли образ исчезнуть? При каких условиях?

  • Можно ли выявить законы, по которым образ меняется?

  • Откуда берутся и как "укореняются" в литературе устоявшиеся сравнения (дождь барабанит)?

Ответ на эти вопросы также поможет созданию новых образов, более неожиданных, неординарных.

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Мы надеемся, что в нашей работе Вы сможете найти для себя что-то новое. Возможно, Вы будете использовать ее результаты в своих исследованиях. И, может быть, как-нибудь, в дождливую погоду Вы сядете за письменный стол и напишите стихотворение или фантастический рассказ о дожде или о чем-нибудь другом, используя нашу технологию. А на прощание в качестве подарка мы оставляем Вам небольшую зарисовку.

Ярко светило солнце. Он, прищурившись, посмотрел на него, и усмехнулся. Он надел черный плащ и взял черный зонт и пошел прогуляться. Он брел по улицам, и слегка постукивал по стеклам кончиком зонта. Иногда он заглядывал в комнаты, расплющив нос о стекло. Он прыгал по траве, залезал на деревья и тряс их за верхушки. Он танцевал на крышах самых высоких домов.

Вы думаете, он сумасшедший? Нет, он просто ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Литературный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1987.
  2. Н. Павлович. Словарь поэтических образов. -М.: Эдиториал УРСС, 1999. Т.1.
  3. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика.-М.: Аспект Пресс, 1999.
  4. Г.И. Иванов. Формулы творчества или как научиться изобретать. М.- Просвещение, 1994.
  5. Поэты 18 века.-Л.: Советский писатель, 1958. Т.1-2.

В работе также были использованы стихи Г.Р.Державина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, И.А.Бунина, А.Блока, С.Есенина, О.Мандельштама, К.Бальмонта, Б.Ахмадулиной, С.Острового, Ю.Мориц, Б.Пастернака, К.Фофанова, Н.Павлович, С.Гудзенко, П.Когана, М.Дудина, П.Соловьевой, А.Кочеткова, Н.Тихонова, Д.Кедрина, А.Суркова, Н.Заболоцкого, С.Маршака.

 

вверх


(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2004 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

31 Jan 2004