НАЧАЛО

"ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ" СЮЖЕТЫ СКАЗОК
(отчет о поисковой работе на уроках РТВ и развития речи)

Алла Александровна Нестеренко, 1996, 2003
alla_triz@onego.ru

 
1 ЭТАП. РАБОТА НАД ВЫЯВЛЕНИЕМ СТРУКТУРЫ "ЭЛЕМЕНТАРНОГО" СЮЖЕТА
Урок 1. КАК УСТРОЕНЫ ИСТОРИИ?
2 ЭТАП. ГЕРОИ И ИХ ЦЕЛИ
Урок 2. ГЕРОИ СКАЗОК
Урок 3. КАКИЕ БЫВАЮТ ЦЕЛИ?
3 ЭТАП. ПРЕПЯТСТВИЯ
Урок 4. ЦЕЛИ И ПРЕПЯТСТВИЯ
Урок 5. КАК ГЕРОИ "ОБРАЩАЮТСЯ" С ПРЕПЯТСТВИЯМИ?
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ
 

Эту работу мы с учениками экспериментального класса выполняли в то время, когда И.Н.Мурашковской уже была разработана методика, описанная позднее в статье "Сказка, отворись". Именно на эти идеи я опиралась, планируя свои уроки. Однако я постаралась организовать работу над "элементарными" сюжетами именно как коллективное мини - исследование. Это объясняется следующими причинами.

  1. Работа начата с довольно взрослыми детьми (5-й класс), в этом возрасте их интересуют уже не столько сами сказки, сколько вопрос о том, как они "сделаны".

  2. Простые сюжеты относительно легко "вкладываются" в жесткий шаблон карточки, их легко "обрабатывать" (систематизировать, делать определенные наблюдения), что позволяет использовать их для обучения детей ведению картотеки и начальным приемам исследовательской работы.

В результате мы на этом этапе не столько учились анализировать характеры героев, но сколько нарабатывали полезный материал для синтеза сказочных сюжетов и сказочных задач. Кроме того, нам удалось накопить информацию о возможном поведении личности в ситуации конфликта.

Надеемся, что этот материал может представлять интерес для коллег, желающих самостоятельно дальше развивать тему.

Цели работы:

  • научиться писать "элементарные сюжеты",
  • освоить работу над синтезом изобретательских задач,
  • получить выход на исследование характеров,
  • получить навыки ведения и первичной обработки картотеки.
 

1 ЭТАП. РАБОТА НАД ВЫЯВЛЕНИЕМ СТРУКТУРЫ "ЭЛЕМЕНТАРНОГО" СЮЖЕТА

ПРИМЕЧАНИЕ 1.

"Элементарным" сюжетом будем считать минимальное описание героев и событий, которое воспринимается нами как законченное повествование. Изучение данной темы шло у нас параллельно с изучением темы "повествовательная речь" на уроках развития речи.

Урок 1. КАК УСТРОЕНЫ ИСТОРИИ?

Работа начиналась за неделю до урока - с детской картотеки. Ученикам было предложено "собрать" несколько (минимум 5) сюжетов из сказок, басен, коротких рассказов и т. д., записать их кратко и уметь пересказать. Для удобства работы была предложена форма карточки:
ГЕРОЙ - Цель - Добился ли герой цели?

Урок строился с опорой на собранный детьми материал.

  1. Блиц-опрос: самый интересный, необычный сюжет (пояснить, почему он показался интересным).

  2. Ученик рассказывает историю из своей картотеки, остальные пробуют "испортить" ее (отвечают на вопрос: ЧТО НАДО ИЗМЕНИТЬ, ЧТОБ ЭТА ИСТОРИЯ ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ ИСТОРИЕЙ?).

    Пример. Сказка "Рак и лиса". Рак с лисой решили "перегоняться". Лиса побежала, а рак уцепился ей за хвост и на финише спрыгнул впереди лисы. Так рак обогнал лису.

    Испортить эту сказку можно, убрав одного героя, или убрав соревнование (не стали они перегоняться), или если лиса, что естественно, просто перегонит рака. В последнем случае повествование будет, но интересной истории не получится.

  3. Испортив несколько сказок, приступаем к ответу на вопрос "БЕЗ ЧЕГО ИСТОРИИ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ?" (по сути это и есть вопрос о структуре сюжета). Первая минимальная структура, полученная классом в совместной работе, выглядела так:
    ГЕРОЙ - ЦЕЛЬ - ПРЕПЯТСТВИЕ - СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЯ - РЕЗУЛЬТАТ

Далее уже под эту структуру дети собирают свои картотеки, выявляя "по ходу дела" несовершенство самой структуры.

УРОК ОКАНЧИВАЕТСЯ НАПИСАНИЕМ ДЕТЬМИ МИНИ-СКАЗКИ (на написание сказки отводится 10 минут, сказка пишется на половинном листочке - чтоб явно ограничить ее размер).

ПРИМЕЧАНИЕ 2.

Обращает внимание, что первоначально "форма карточки" была задана учителем. Мой сегодняшний опыт подсказывает, что делать это было необязательно. Вполне реально было просто попросить детей зафиксировать в любом виде сюжеты сказок на карточках, а потом, проделав описанную выше работу, силами детей получать и уточнять все информационные модели.
 

2 ЭТАП. ГЕРОИ И ИХ ЦЕЛИ

Урок 2. ГЕРОИ СКАЗОК

  1. Блиц-обзор своих картотек.

  2. КТО МОЖЕТ БЫТЬ ГЕРОЕМ СКАЗКИ? (предлагается называть как можно более различных героев).
    Спектр героев: люди, животные, явления природы, знаки, географические объекты (реки, озера), нравственные категории (Правда и Кривда) и т. д.

    Оптимальный ответ - когда называется понятие (класс) и конкретный пример, можно отвечать на уровне конкретных примеров, потом обобщая.

  3. КАК МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ГЕРОЕВ СКАЗКИ?
    Самый простой вариант классификации - ДОБРЫЕ и ЗЛЫЕ герои. Обсудили: доброму герою читатель сочувствует, ставит себя на его место, решает его проблемы вместе с ним, со злым - мысленно борется. Есть еще нейтральные герои (как мышка в "Курочке-рябе")

  4. КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЮТ ГЕРОИ?
    По ответам детей здесь удобно проверить и обсудить качество заполнения картотеки: формулировка цели - очень непростая задача. Пример из детской картотеки: герой - журавль, цель - накормить лису (цель не достигнута). Класс возражает: настоящей целью журавля было как раз не накормить лису, а оставить ее голодной перед вкусной едой. Более общая (надсистемная) цель - наказать лису, отомстить ей.

  5. ВЫЯВЛЯЕМ ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ:
    1. Цель "многоэтажна", у нее тоже есть свои над- и подсистемы.
    2. Я сделала попытку установить связь между героем и его целью, но дети отвергли это предложение, доказывая, что герой в принципе может иметь любую цель. Если ресурсы личности героя не заданы, это, очевидно, верно.

ПРИМЕЧАНИЕ 3.

РАБОТУ НАД ПОДБОРОМ ЦЕЛИ "ДЛЯ ГЕРОЯ" МЫ ПРОДОЛЖИЛИ ПОЗДНЕЕ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРОВ.
УРОК ОКАНЧИВАЕТСЯ НАПИСАНИЕМ ДЕТЬМИ МИНИ-СКАЗКИ.
 

Урок 3. КАКИЕ БЫВАЮТ ЦЕЛИ?

  1. Обзор картотек и мини-сказок, написанных детьми.

  2. Повторяем вопрос: КАКИЕ ЦЕЛИ БЫВАЮТ У ГЕРОЕВ? - на этот раз пытаемся получить классификацию целей.

    Спектр целей: СПАСТИ КОГО-ТО; ПОМОЧЬ КОМУ-ТО; ЖЕНИТЬСЯ; ЗАВЕСТИ РЕБЕНКА; ПОЛУЧИТЬ КАКОЙ-ТО ЦЕННЫЙ ПРЕДМЕТ; РАЗБОГАТЕТЬ; ПОЛУЧИТЬ ВЛАСТЬ, ОБРЕСТИ СВОБОДУ; ЧТО-ТО УЗНАТЬ; РАЗГАДАТЬ ЗАГАДКУ, ТАЙНУ; ПОЛУЧИТЬ КАКОЕ-ТО КАЧЕСТВО (СМЕЛОСТЬ, СИЛУ И Т. П.); НАЙТИ ДРУЗЕЙ; ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЧЕГО-ТО ВРЕДНОГО, ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ.

    ПРИМЕЧАНИЕ 4.

    На своем "верхнем этаже" цель всегда "ДЛЯ КОГО-ТО": для себя или для другого живого существа или для сообщества живых существ. Но на конкретном этаже цель может звучать, как требование преобразовать некоторую систему (поменять ее свойства).

  3. Попытка классификации целей (предложения детей):

    ЦЕЛЬ ДЛЯ СЕБЯ

    - ЦЕЛЬ ДЛЯ ДРУГИХ;

    ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ЦЕЛИ

    - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ;

    ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ «ПЛЮС» (что-то хорошее, чего раньше не было, например, невесту)

    - ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НОВОГО «МИНУСА» (от чего-то дурного, чего раньше не было, например, надо найти невесту, унесенную Кощеем).

    ЦЕЛИ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ (когда надо удовлетворить сразу несколько несовместимым требованиям).

    - ЦЕЛИ БЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ (захотел - и добился).

ПРИМЕЧАНИЕ 5.

Последние две классификации напрямую связаны с механизмом возникновения препятствия.

УРОК ОКАНЧИВАЕТСЯ НАПИСАНИЕМ ДЕТЬМИ МИНИ-СКАЗКИ.

 

3 ЭТАП. ПРЕПЯТСТВИЯ

Урок 4. ЦЕЛИ И ПРЕПЯТСТВИЯ

  1. Обзор картотек и мини-сказок. Отдельно указываем цель героя и препятствия на пути к достижению этой цели.

    ПРИМЕЧАНИЕ 6.

    Говорить о препятствии возможно только в контексте определенной цели (и определенного героя). Поэтому спектр препятствий имеет смысл рассмотреть для одного героя и одной цели.

  2. Задаем героя и цель (по выбору класса), придумываем для него спектр препятствий. Можно предлагать и варианты их преодоления (на данном этапе это не обязательно).

    Пример. Герой - мыльный пузырь, цель - найти друзей.
    ПРЕПЯТСТВИЯ:

    • он ни с кем не может сблизиться (боится лопнуть);
    • он плохо виден, поэтому никто не обращает на него внимания;
    • его язык красок никому не понятен и т. п.

  3. Попытка классификации препятствий (предложения детей): ПО ИСТОЧНИКУ ПРЕПЯТСТВИЯ. Им могут быть:
    • ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ГЕРОЕВ, как психологические (не хватает смелости, чтоб перепрыгнуть ров), так и биологические (не хватает длины ног, чтоб перепрыгнуть ров);
    • ДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ ГЕРОЕВ-СОПЕРНИКОВ;
    • ВОЛШЕБСТВО (ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ-ВОЛШЕБНИКОВ);
    • НАДСИСТЕМА (ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ,...);
    • ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА, НА КОТОРЫЙ "НАСТРОЕНА" ЦЕЛЬ.

ПРИМЕЧАНИЕ 7.

Выявить препятствие несложно: для этого надо ответить на вопрос о том, в каком случае цель была бы легко достижима или в каком случае она не стояла бы вовсе.

ПРИМЕЧАНИЕ 8.

ПРЕПЯТСТВИЕ связано со способом реализации цели. Поэтому, синтезируя сюжеты, стоит более детально рассмотреть ЦЕЛЬ и КОНКРЕТНЫЙ СПОСОБ ее реализации (т.е. "нижний этаж" цели).

ПРИМЕЧАНИЕ 9.

Сюжет можно строить как от цели, так и от препятствия. Когда цель - получить "+" - первична цель, когда цель - избавиться от "-" - первично препятствие.
 

Урок 5. КАК ГЕРОИ "ОБРАЩАЮТСЯ" С ПРЕПЯТСТВИЯМИ?

ЗАМЕТИМ: в сказках, да и в коротких сюжетных историях тоже, как правило, нет сложных по характеру героев. Минимальный "портрет" героя задается его ИСТИННОЙ ЦЕЛЬЮ и теми СРЕДСТВАМИ, которые он выбирает для ее достижения (для преодоления препятствия).
  1. Обзор картотек и мини-сказок.

  2. ВСЕГДА ЛИ ГЕРОИ ПРЕОДОЛЕВАЮТ ПРЕПЯТСТВИЯ?
    Приводим примеры историй, в которых герой не преодолел препятствия, анализируем - почему он этого не сделал.
    Приводим примеры историй, в которых герой преодолел препятствие, разбираем, как ему это удалось.

  3. Классифицируем свои ответы, выявляя основные способы "обращения" героев с препятствиями. Итог (по ответам детей):
    • ГЕРОЙ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ (частый вариант, например, в баснях);
    • ГЕРОЙ ПРЕОДОЛЕВАЕТ ПРЕПЯТСТВИЕ С ПОМОЩЬЮ ДРУГОГО ГЕРОЯ ("посредника");
    • ГЕРОЙ ПРЕОДОЛЕВАЕТ ПРЕПЯТСТВИЕ СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО, САМ НА ТО НЕ РАССЧИТЫВАЯ (очень часто такая удача выпадает Ивану Дураку в русских народных сказках);
    • ГЕРОЙ ПРЕОДОЛЕВАЕТ ПРЕПЯТСТВИЕ САМ, НЕ РЕШАЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ - "в лоб", упорным трудом (вариант троекратного повтора).
    • ГЕРОЙ ПРЕОДОЛЕВАЕТ ПРЕПЯТСТВИЕ, РАЗРЕШАЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ, (т.е. нестандартным образом используя ресурсы).

  4. Далее, обратившись к картотекам, мы попробовали дать классификацию КОНЦОВ СКАЗОК. Вот она:
    • ПРЕПЯТСТВИЕ ПРЕОДОЛЕНО, ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА;
    • ПРЕПЯТСТВИЕ ПРЕОДОЛЕНО, ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА, НО СТАЛО ЕЩЕ ХУЖЕ;
    • ПРЕПЯТСТВИЕ НЕ ПРЕОДОЛЕНО, ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА ДРУГИМ СПОСОБОМ (в обход);
    • ПРЕПЯТСТВИЕ ПРЕОДОЛЕНО, НО ЦЕЛЬ НЕ ДОСТИГНУТА (НАПРИМЕР, например, появилось новое препятствие);
    • ПРЕПЯТСТВИЕ НЕ ПРЕОДОЛЕНО, ЦЕЛЬ НЕ ДОСТИГНУТА;
    • ПРЕПЯТСТВИЕ НЕ ПРЕОДОЛЕНО, ЦЕЛЬ НЕ ДОСТИГНУТА, НО ВСЕ РАВНО ГЕРОЮ ХОРОШО.

При всей спорности этой классификации, которая представляет собой в чистом виде результат коллективной детской работы, она кажется перспективной уже потому, что может логично вывести на построение сказки "от темы", "от идеи". Ведь сказка в конечном итоге формирует ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ к ИСТИННЫМ ЦЕЛЯМ ГЕРОЯ и к СРЕДСТВАМ ДОСТИЖЕНИЯ этих целей. Заманчиво построить работу таким образом, чтоб дети вышли на эту идею сами.

УРОК ОКАНЧИВАЕТСЯ НАПИСАНИЕМ ДЕТЬМИ МИНИ-СКАЗКИ

Надо заметить, что дети восприняли собственную классификацию концов сказок как руководство к действию. В мини-сказках, написанных на этом уроке представлен практически весь спектр найденных нами возможностей.

 

Промежуточные итоги

На этом практически закончился учебный год, а с ним и наша работа. Была еще неудачная попытка построить сказки от заданного героя и надсистемы, которая не дала хорошего результата, вероятно, из-за того, что не был предложен механизм получения препятствий и средств их преодоления из ресурсов надсистемы.

Эта работа имела ряд продолжений

  • Синтез сказочных задач (детьми был составлен задачник по РТВ на основе сказочных сюжетов). В этой работе мы вышли на необходимость "закладывать" ресурсы для преодоления препятствия в саму сказку.
  • Составление "фантастических сказок", в которых с помощью Простых Приемов Фантазирования (ППФ) получали:
    • нового фантастического героя (или сообщество героев);
    • новый "объект цели" (кстати, стоит отдельно обратить внимание на "объектные" и "безобъектные" цели);
    • новое "препятствие";
    • новое средство преодоления препятствия.
  • Работа над анализом характера (составление "досье" на литературного героя, выявление системы ценностей).
  • Синтез сказки, герой которой имеет определенную систему ценностей.
Все, что, на наш взгляд, получилось удачно, мы постараемся описать.
 
 

вверх


(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

22 Jun 2003