НАЧАЛО

КАРТИНКА БЕЗ ЗАПИНКИ

(Методика рассказа по картинке)

© Ингрида Николаевна Мурашковска, Надежда Петровна Валюмс,
преподаватели начальной школы
текст приведен по рукописи, 1995

ingrida.triz@apollo.lv


В работе представлена опробованная на уроках чтения новая методика рассказа по картинке, при помощи которой успешно достигаются цели развития речи. Методика разработана с использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Методический инструментарий представлен в образных, доступных детскому восприятию формах. В прикладной части приведены примеры работы с картинкой на конкретных уроках, а также формы работы по пополнению активного словарного запаса.

Работа предназначена для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальной школы, родителей.


Введение: взгляд на проблему

Общая часть: методические шаги и инструментарий

  1. Состав картинки
  2. Связи и взаимодействия между объектами
  3. Характеристики объектов и действий
  4. Копилка образных характеристик
  5. События предшествующие и последующие
  6. Разные точки зрения
Прикладная часть: примеры из уроков

Заключение: результаты и перспективы

Список использованной литературы



Введение: взгляд на проблему

Рассказ по картинке... Кажется — что может быть проще? На деле же учителю обычно приходится видеть такую сцену: "раскрывает школьник рот, да не слышно, что поет". Значит, есть в этой задаче камни преткновения для ребенка. И если он не научится их преодолевать, то потом возникнут трудности с составлением рассказа, написанием сочинений. Между тем для курса русского языка общеобразовательными стандартами выдвинута цель — научить детей "сознательно выражать свои мысли и чувства в таких языковых формах, которые будут полностью понятны слушателям и читателям, которые побуждают к деятельности их ум, чувства или желания" [1]. Как все-таки добиться, чтобы начальный элемент курса — рассказ по картинке — слетал с уст каждого ученика без запинки?

Обратимся за ответом на этот вопрос к методическим пособиям для учителя начальных классов. Итак,

  • надо "учить образности речи, пониманию наиболее важных смысловых оттенков. Изобразительные средства и помогают в решении этих задач" [2];

  • работа над связной устной речью включает в себя "рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих" [3];

  • "Беседа по картинке "В классе" (с. 8 "Азбуки"[9]): кто нарисован на картинке? Что делают дети? Какое задание выполняет мальчик у доски?

  • Что делают ученики? Что нарисовал ученик на доске? И т. д. Для оживления работы можно предложить дать имена изображенным на картинке детям и придумать об отдельных из них предложения (например: "Катя подняла руку", "Петя тоже хочет рисовать на доске" и др.)" [4];

  • "Составление предложений. Ученикам предлагается рассмотреть картинку и составить предложение о том или другом действующем лице, описать его одежду, действия и т. д. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное, оживляет занятия" [5];

  • "Составление рассказа. Работа протекает в такой последовательности: сначала дети, рассматривая картинку, выделяют основное ее содержание, затем то, что изображено на первом плане, потом — на втором плане. После анализа школьники составляют связный рассказ" [5].

Предложенные рекомендации не могут полностью удовлетворить учителя, так как:

  • они формулируют общие положения, на которые учитель не всегда может опереться;

  • они конкретизируют задачи, но не дают ответа на вопрос, как выполнить эти задачи, т. е. не предлагают конкретный инструментарий;

  • они бывают предельно конкретными (вопросы: Кто нарисован? Что делают?) и не будят мысль ребенка, не вызывают желания высказываться — теряется мотивация речи;

  • их использование не приводит к достижению вышеупомянутых целей курса: дети пассивны, ответы их односложны, и их немного, речь детей недостаточно связна и образна;

  • они не связаны между собой в последовательную и целостную систему работы.

Поэтому у нас, учителей-практиков, возникла необходимость самостоятельно разработать методику рассказа по картинке. Основные требования, которые мы предъявили к этой методике:

  • целостность за счет полноты методических шагов;

  • инструментальность каждого шага и методики в целом;

  • мотивированность каждого шага с точки зрения детей;

  • стимулирование индивидуального восприятия картинки каждым ребенком;

  • результативность, достижение целей курса;

  • передаваемость — возможность использования методики в работе с другими учебниками и предлагаемыми в них картинками.

В основу методики положен инструментарий для формирования системно-диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [6, 7, 8]. Учтены также вышеупомянутые методические рекомендации.

Методика разрабатывалась и опробовалась в 1 "В" классе 1-й елгавской начальной школы. В качестве основного учебника приходилось использовать "Азбуку" [9], несмотря на ее устарелость и наличие множества недостатков.

Мы опирались на практику:

  • слушали и анализировали ответы детей,
  • определяли слабые места,
  • перекидывали через них мостики в виде соответствующих методических шагов.

Сначала проверяли надежность каждого отдельного мостика, а затем начали выстраивать из них единую дорожку, ведущую к намеченной цели — рассказать картинку без запинки.

Эффективность данных методических шагов мы проверяли по изменениям в результатах работы детей и вводили соответствующие коррективы.

Сейчас этой разработкой успешно пользуются наши коллеги.

Прежде чем перейти к непосредственному изложению методики, вспомним популярную пословицу: что посеешь, то и пожнешь. Нам хочется скорее получить готовые результаты. Но давайте не будем экономить времени на севе — подготовительной работе, чтобы жатва не обманула наших надежд.


Общая часть: методические шаги и инструментарий

1.

Состав картинки

- Что нарисовано на картинке?

Могут ли возникнуть у ребенка сложности при ответе на этот вопрос? Пожалуй, да. Рассмотрим картинку в "Азбуке" на с. 38-39 (рис. 1).


Рис. 1

Нарисовано много. Объекты и предметы перекрываются, разнообразие форм не дает сосредоточиться. При этом как узнать, который из объектов имел в виду учитель? Как отыскать именно его? Как выделить что-то одно в этом пестром калейдоскопе? Переформулируем вопрос:

— Кто нарисован на картинке?

Такой вопрос дает толчок к поиску наиболее активного персонажа — человека. Тогда правильный ответ будет:

— Девочка.

— Что она делает?

— Кормит уток.

На этом мы исчерпали содержание картинки, поскольку других "кто?", кроме девочки и уток, на этой картинке нет. А для продолжения разговора придется вернуться к размытому "что?".

— Итак, что ты видишь через свой глазок?

Теперь картина проясняется: глазок четко выделяет каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске, обводя кружочками: девочка, утка, зерно, тазик и т. д. (рис. 2).


Рис. 2

Дети стараются не просто ответить учителю, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями. Мы не ограничиваем детей. Выделить главное, отбросить лишнее — этому можно научить потом.

Сейчас важно, чтобы было из чего выделять.

Правда, иногда чья-то "камера" подъезжает так близко, что в глазок попадает только часть объекта: косынка девочки, клюв утки. Тогда можно сказать детям, что эти части уже учтены на рисунках девочки и утки, а мы можем нарисовать их по отдельности только для того, чтобы потом использовать при описании внешнего вида героев (рис. 3).


Рис. 3

В другой раз "камеры", на наш взгляд, прошлись по картинке слишком поверхностно. Нарисована на доске утка, но на картинке утки ведь очень разные. Можно спросить детей:

— А утки все одинаковые или — "дели!" — они чем-то отличаются?

Оказывается, что утки делятся, например, на светлых и темных.

— А трава вся одинаковая?

— Нет, она где-то низкая, где-то высокая. И т. д.

При желании можем и эти отличия зафиксировать на доске: под основным кружком утки дорисовать еще два: для светлых и темных уток отдельно. То же самое можно сделать с травой и прочими объектами. Дополнительные кружочки нам понадобятся, если мы захотим более подробно описать взаимодействия между объектами.

Шаг 1: "Дели!" — определение состава.
Наводим глазок "камеры" на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске.

2.

Связи и взаимодействия между объектами

Вопрос "что делает?" тоже недостаточно однозначен и непонятен для неопытного детского ума.

Начнем с того, что любые действия имеют временную продолжительность, а картинка отражает застывшие позы вместо действий.

Если вам ответят, что девочка стоит с протянутой рукой и пальцы ее сжимают ручку лопатки, попробуйте возразить! Вы, конечно, хотели услышать, что девочка кормит уток. Но кормление включает в себя зачерпывание лопаткой зерна из таза, поднесение лопатки к корыту, наклон лопатки для высыпания зерна и многократное повторение этих действий.

Всего этого на картинке нет. Кормление здесь будет уже обобщающим действием.

Выходит, что своим простым вопросом мы требуем от ребенка увидеть за застывшей позой героя серию последовательных ее изменений и обобщить их одним глаголом.

Если ребенок не имеет достаточного житейского опыта в этом виде деятельности, то задача может оказаться для него непосильной.

О том, что делать в таких случаях, мы поговорим немного позже, когда познакомимся с волшебником Отставай-Забегай.

Теперь займемся другой проблемой. Вопрос "что делает?" не радует нас обилием ответов: "Девочка кормит уток", "Утки клюют зерно". Что тут еще скажешь? А ведь взаимодействия между объектами не всегда выражаются в каких-то крупных, видимых, завершенных событиях. Они могут реализоваться и более незаметно, незначительно. Но в конечном счете, все и вся в нашем мире связано между собой и действует друг на друга. Гитара висит на стене. Есть тут взаимодействие? Есть. Цветок повернут к солнцу. Тоже есть.

Давайте попробуем задаться целью: найти связи, взаимодействия между всеми разрозненными объектами на доске.

    Для этого нам понадобится позаимствовать у волшебника Дели-Давая умение объединять. Дели-Давай смотрит задумчиво на карандаш. Как вы думаете, с чем он мог бы объединить карандаш? С тетрадью. Почему? Потому, что карандаш рисует в тетради. С пеналом. Карандаш лежит в пенале. С рукой. Рука держит карандаш. А с чем, по-вашему, Дели-Давай собрался объединить нож, воду, сапоги?

    Попробуйте обосновать свои предложения, и потом мы вместе с Дели-Даваем займемся кружочками на доске. Ведь это не дело, что мы картинку разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пора наводить порядок, соединить части в единое целое (рис. 4).


Рис. 4

С чего начать? Какие два кружочка мы можем связать между собой? Кто догадался, может подойти к доске и соединить кружочки линией. Но с условием, что он сможет обосновать, почему так сделал. Итак:

— Утки и зерно: утки едят зерно.

— Утки и девочка: девочка кормит уток.

Пока ничего нового. Но продолжим.

— Есть еще желающие?

— Да! Девочка и тазик: девочка держит тазик.

— Тазик и зерно: в тазике лежит зерно.

Количество линий на доске все увеличивается. Рисунок начинает напоминать паутину. Но дети с нарастающим азартом пытаются найти два кружочка, которые еще никто не соединил.

— Земля и забор: на земле стоит забор.

— Утки и песок: утки ходят по песку.

Бывает, ребенок кружочки соединил, но объяснить свою мысль не может. Спросим тогда, что делает один объект с другим.

— Утки и корыто: что делают утки с корытом? Утки стоят у корыта. Утки засунули головы в корыто.

Пока дети заняты выявлением связей, вряд ли они прислушаются к нашей просьбе выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию, пусть получат удовлетворение от собственной находки! Сейчас им нужно именно это, а не цели, обозначенные в стандартах. А учитель, тем временем, может записать готовые предложения в тетрадь или на доске. Связи между предложениями, необходимые для рассказа, мы выстроим чуть позже. Пока отметим, что нам не понадобилось напоминать детям говорить полными предложениями. Вместо нас это сделал Дели-Давай.

Шаг 2: "Давай!" — нахождение связей.
Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы это сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в соединенных кружочках.

3.

Характеристики объектов и действий

Основу для рассказа мы подготовили, но не хватает в нем образов, пленяющих воображение. Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками, чтобы картинка "ожила".

Вспомним, что, определяя состав картинки, мы разделили уток на светлых и темных, траву — на низкую и высокую. Предложим детям использовать эти характеристики при выстраивании связей. Тогда могут получиться примерно следующие предложения:

— Светлые и темные утки ходят по песку.

— Под забором растет высокая трава, а у песка — низкая.

Таким образом, в рассказ вплетаются те признаки, характеристики, свойства, которые мы можем увидеть. А ведь человек имеет и другие органы восприятия. Правда, чтобы использовать их, нам придется перешагнуть рамки картинки и снова записывать ответы детей.

— Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали прямо в картинку. Прислушайтесь, что происходит рядом с вами? Что вы слышите?

— Я слышу, как утки крякают.

— Я слышу, как они клювом стучат по корыту.

— Я слышу, как скрипит забор.

— Я слышу, как шуршит зерно в тазу.

— Я слышу, как растет трава.

Здесь приведены реальные ответы детей. Действительно живые, интересные, порой неожиданные. Секрет прост: недаром мы так тщательно выделяли все объекты, так внимательно устанавливали связи между ними. Паутина рисунков все еще перед нами на доске, и каждый кружок, каждая линия является источником все новых звуков в воображении детей.

Остальные три чувства: осязание, обоняние и вкус — часто объединяют в один, так называемый кинестетический канал восприятия. Попробуем и его использовать в работе над картинкой.

— Войдите в картинку, осторожно "походите" по ней. Что вы почувствовали? Притроньтесь рукой ко всему, что встретилось на пути. Что вы почувствовали теперь? Вдохните запах того, что вас окружает. Попробуйте что-нибудь пожевать, если это не вредно. Какие запахи вы чувствуете, какие вкусовые ощущения у вас появились?

— Я чувствую, как трава колет ноги.

— Я чувствую тепло, мне кажется, что надо дорисовать солнышко.

— Я чувствую запах уток.

— Я чувствую, какие утки пушистые, а клюв у них гладкий.

— Я чувствую, что зерно твердое и невкусное.

Мы видим, что дети получают удовольствие от работы с этой далеко не высокохудожественной картинкой, и это нас, безусловно, радует.

Шаг 3: Усиление образности характеристиками.
Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях.

4.

Копилка образных характеристик

Но окончательно радоваться еще рано. Хорошо поставленный вопрос вызывает к употреблению слов из активной памяти детей, но гораздо труднее разбудить пассивную память, в которой хранятся не до конца осознанные или полузабытые слова. И можно только развести руками, когда ребенку для связной речи понадобилось слово, доселе не ведомое. Все образные характеристики тогда сводятся к "большой — маленький", "черный — белый".

Вывод один: что не посеял, то и не пожнешь. Оставим пока проблемы жатвы и возьмемся за проблемы сева, или, другими словами, проблемы пополнения словарного запаса образных характеристик. Договоримся, что эта работа должна обязательно иметь следующие этапы и именно в такой последовательности:

    1-й этап — пассивный.
    Ребенку объясняют смысл нового слова на достаточно большом количестве примеров.

    2-й этап — полуактивный.
    Ребенок воспроизводит новое слово в ответ на соответствующий вопрос учителя.

    3-й этап — активный.
    Ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как средство для выполнения поставленной перед ним более широкой задачи.

    4-й этап — автоматический.
    Новое слово само собой возникает в речи ребенка без сознательного поиска, напряжения памяти и тренировки ее специальными заданиями.

Смотрим опять на нашу картинку. Подбираем характеристику одному из объектов.

Например, утки — грузные. Но прямое объяснение слова не будет особо мотивированным для детей. Поэтому затеваем спор, в ходе которого дети смогут узнать еще одно слово.

Сообщаем им, что по поводу уток существуют разные мнения: кто-то считает их грузными, а кто-то подвижными. Дальнейшее выяснение вопроса идет с помощью толкового словаря.

Мы решили с самого начала приучать детей к серьезной работе над языком. Поэтому предпочли многосторонние, обстоятельные объяснения словаря своим собственным, поверхностным. Итак, читаем:

Обсудим подробно значение прочитанного и попробуем использовать полученные знания для решения спора. Дети отмечают, что одни утки грузные, а другие подвижные. Заодно грузными оказываются тазик и корыто.

Таким образом, мы осуществили пассивный этап.

В следующий раз на полуактивном этапе попросим детей найти на другом рисунке грузные и подвижные объекты. Обратим внимание также, используют ли они при описании других картинок новые слова.

Для активного этапа можем использовать такие задания, как сравнения или составление загадок. Сравнения мы проводили с помощью уже знакомого волшебника Дели-Давай.

Итак, сравним утку с курицей. Прикрепляем к доске изображения этих птиц. Теперь — "дели!" — из каких частей они состоят? Записываем части последовательно в кружочках (рис. 5).
Рис. 5

В ходе сравнения установим, имеют ли обе птицы одни и те же части тела или у одной их меньше, чем у другой.

После сравнения по наличию частей перейдем к сравнению особенностей каждой отдельной части. Сделаем это с помощью вопросов. Чем отличается клюв утки от клюва курицы? А лапы, туловище? И т. д.

В ответах детей отследим употребление новых слов. Если их нет, стоит продолжить полуактивный этап.

Методика составления загадок описана в книге А. Нестеренко "Страна Загадок" [12]. Мы выбрали подходящую для нашей цели схему загадки, где загадываемый объект описывается вопросами: "какой?" и "что такое же?".

Запишем вопросы на доске вместе с загадываемым объектом — тележкой. Попросим детей ответить на вопросы и их ответы тоже фиксируем. Получится примерно следующая запись:

Тележка
Какая?
(признак элемента)
Что такое же?
(имя элемента)
ПодвижнаяТучка
ДеревяннаяГитара
ПрямоугольнаяПенал

Если между столбиками проставим слова "но не", загадка будет звучать:
Какая?
(признак элемента)
Что такое же?
(имя элемента)
Подвижнаяно неТучка
Деревяннаяно неГитара
Прямоугольнаяно неПенал

Или в другой форме: подвижная, но не тучка, деревянная, но не гитара, прямоугольная, но не пенал.

Дети с радостью составляют и отгадывают загадки, а мы в очередной раз можем убедиться, наступил ли для них активный этап освоения новых слов-характеристик. Если да, то продолжим работу этого этапа, пока не наступит следующий — автоматический.

Шаг 4: Копилка образных характеристик.
Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.

5.

События предшествующие и последующие

Наша, позаимствованная у Дели-Давая, "камера" обследовала все уголки картинки. Закончилась ли на этом ее работа?

Пожалуй, нет. Но для нового взгляда на картинку мы переложим "камеру" в руки другого волшебника, которого зовут Отставай-Забегай. Он позволит нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими, найти для рассказа начало и конец, а также выстроить все события в нужной последовательности (рис. 6).


Рис. 6

— Представим, что мы с вами находимся там, где нарисован кружок. У нас сейчас десять часов. А сколько показывают часы на руке у Отставая?

— Девять.

— А у Забегая?

— Одиннадцать.

— Если у нас сейчас утро, то что у Отставая?

— Ночь.

— А у Забегая?

— День.

Дальше вопросы строят по тому же принципу, используя день, недели, месяц, время года и т. д. Делаем вывод, что Отставай-Забегай может передвигаться разными шагами: совсем маленькими — пяти, десятиминутными и огромными — месячными, годовыми.

— Мы с вами сейчас находимся в школе. А — "отставай!" — где вы были рано утром и что там делали?

— Мы были дома и еще спали.

— Хорошо, прикрепим к доске, на начале линии Отставай-Забегай, маленького картонного человечка. Он тоже спит. (Или нарисуем мелом след ботинка Отставай-Забегая.)

— Но что было — "забегай!" — потом, когда вы проснулись?

— Мы умывались.

— Молодцы!

Тот, кто ответил первым, подойдет к доске и передвинет человечка чуть-чуть вперед, как будто он сделал один шаг.

Нарисуем следующий след на линии.

— А каким будет следующий шаг — "забегай!", — что вы потом еще делали?

Кто может ответить, подходит и переставляет человечка.

Так мы отследили все шаги Отставай-Забегая, которые предшествовали появлению детей в школе, затем рассмотрели школьные занятия и заглянули дальше, — что будет, когда вернемся домой.

В результате мы выстроили временную последовательность событий, а в ней отметили те события, между которыми возникает причинно-следственная связь. Дети уточняли, без какого предыдущего события не могло бы осуществиться следующее.

После такой подготовки мы еще раз вернулись к рассмотрению картинки.

— Итак, девочка сейчас на поле кормит уток. А где она была — "отставай!" — раньше?

— Раньше она была дома, играла.

— Кончила играть и сразу пошла к уткам? Или мы пропустили какой-то шаг Забегай?

— Пропустили. Она сначала взяла зерно.

— Взяла зерно в руки и пошла?

— Нет, нашла тазик и лопатку, насыпала зерно в тазик и тогда пошла.

— Кто теперь расскажет все события подробно, не пропуская мелкие шаги Отставай-Забегая?

— Девочка играла дома, а потом собралась кормить уток: взяла тазик, пошла в кладовую, набрала там зерна и понесла его на поле к уткам.

Таким образом, мы подошли к ситуации, изображенной на картинке: девочка кормит уток. Попросим Отставай-Забегая, делая мелкие шаги, выяснить, что произошло между двумя большими шагами, когда девочка только подошла к полю и тогда, когда она уже накормила уток. Можем нарисовать на линии Отставай-Забегая два больших следа, а между ними, скажем, 5 маленьких следков. Пусть дети придумают, что могло произойти на каждом маленьком шаге. Например:

  1. — девочка увидела уток,
  2. — она их позвала,
  3. — девочка насыпала зерно в корыто,
  4. — утки подбежали и начали клевать зерно,
  5. — девочка радовалась, глядя, как утки едят.

С таким же успехом мы могли бы сделать 7 или 10 маленьких шагов. Тогда наша "камера" двигалась бы еще медленнее и передавала события с еще большей точностью. Переход на маленькие шаги, кстати, можно использовать в любом месте рассказа, если в этом есть необходимость.

Пожалуй, наступила пора навести порядок в нашем рассказе.

Вспомним детские ответы на шагах 2 и 3. Предложим детям расставить их на линии Отставай-Забегая. "На земле стоит забор". Кто и когда мог это заметить? Может быть, девочка, когда приближалась к полю? Может, об этом беседовали утки? "Девочка держит тазик". Когда это предложение удобнее использовать? Когда девочка только идет или тогда, когда она уже кормит уток? Могут быть разные варианты.

Наша задача при выборе этих вариантов — не только учитывать причинно-следственные связи, но и построить интересный рассказ. Поэтому, возможно, некоторые предложения мы опустим, чтобы они не загромождали рассказ излишними подробностями.

Идеально, конечно, было бы каждому ребенку выстроить и написать свой вариант, а потом все варианты сравнить. Но это при условии, что дети уже умеют писать. Если нет, вместе с Забегаем посмотрим, что будет делать девочка после кормления уток, и получим конец рассказа.

Собственно, мы могли бы построить рассказ и по-другому, например, если бы на линии Отставай-Забегай отмечали приключения уток: как они проснулись, почистили перышки, вышли на прогулку и т. д. Еще интереснее было бы отследить события, связанные с забором. Но для этого потребуется уже тренированное воображение. Над этим стоит поработать в будущем.

Шаг 5: "Отставай-Забегай!" — выстраивание временной последовательности.
Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картинке, что будет делать потом. При необходимости большие шаги дробим на мелкие. Находим место на временной линии для придуманных ранее (на шагах 2 и 3) предложений.

6.

Разные точки зрения

Как добиться, чтобы каждый ребенок максимально использовал индивидуальные особенности восприятия в работе над картинкой?

Как сделать, чтобы его рассказ вызывал у собеседников разнообразные чувства и эмоции?

Частично мы занимались этими вопросами, когда включали в работу все каналы восприятия. Но рассказ по картинке зависит не только от самой картинки, он зависит и от рассказчика, точнее, от его точки зрения. И именно интересная точка зрения делает рассказ необычным, впечатляющим.

Точки зрения людей складываются из множества разных представлений: профессиональных, национальных, религиозных, возрастных и др. Мы начнем с более простого, когда точка зрения зависит от состояния, настроения человека.

— Представьте, что все мы утки. И мы гуляем по траве — "отставай!" — в тот момент, когда девочка еще не пришла. Мы голодные. Какое у нас настроение? Да, плохое. Почувствуйте, какие у нас пустые животики, послушайте, как они бурчат. Посмотрите вокруг и расскажите, какие все вещи, которые вас окружают.

— Забор старый, гнилой.

— Корыто грязное.

— Трава сухая, колючая.

— Девочка плохая, ленивая.

— А теперь — "забегай!" — пришла девочка и накормила уток. Мы теперь сытые, довольные и настроение у нас хорошее. Каким теперь мы увидим все вокруг?

— Корыто удобное, широкое.

— Забор хороший, защищает нас.

— Трава сочная, зеленая.

— Девочка добрая, заботливая.

Картинка изменилась на глазах, заиграла контрастами. И стала еще ближе детям, так как они там побывали, пережили разные состояния и смогли высказать свое отношение к изображенному на ней.

По какому признаку находить разные состояния, настроения, чтобы предложить их детям для формирования точки зрения?

Такие состояния могут быть: веселый — грустный, довольный — огорченный, спокойный — испуганный, здоровый — больной и др.

Как "привязать" их к конкретной картинке?

Если на картинке несколько героев, то, возможно, у одного (или у группы) одно настроение, а у другого — противоположное.

Еще одна возможность — изменить настроение героя (или группы) во времени: сперва такое, а потом — другое. Тогда стоит внимательно попутешествовать вместе с Отставай-Забегаем, чтобы найти причину изменений. Это могут быть смена погоды, появление нового персонажа, новые события, изменение самочувствия героя. А если есть причина изменить настроение, то разные точки зрения тоже найдутся.

Шаг 6: Переход на разные точки зрения.
Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя, в ином состоянии, или берем того же героя в другое время, в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.


Прикладная часть: примеры из уроков

В этой части предлагаются примеры применения методики рассказа по картинке на конкретных уроках. Напомним, что методику, собственно, мы и создавали на этих уроках, анализируя возникающие у детей трудности, выстраивая методические шаги и проверяя их в действии. Поэтому в практической работе не было той последовательности, которую мы изложили в общей части.

Начинали мы со словарной работы, с Отставай-Забегая и только потом почувствовали необходимость в уточнении состава картинки и связей между объектами. Эмоциональность детей проявлялись в работе по разным каналам восприятия и с разных точек зрения. В результате мы пришли к той последовательности методических шагов, которую описали выше.

Тем, кто попробует работать по нашей методике, не советуем сразу стремиться к составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картинке. На следующей — добавить еще шаг и т. д.

Только когда дети активно овладеют отдельными шагами, они придут к необходимости перейти на следующую, более сложную ступень — соединение всех частей описания в единый рассказ. Не торопитесь: всему свое время.

В предлагаемых примерах нет полного описания уроков, выделена только работа с картинкой, и то не вся. Мы опустили здесь те познавательные и нравственные вопросы, которые, естественно, имели место на уроках, но не представляют особой новизны.

Чтобы легче было ориентироваться, материал расположен соответственно последовательности тем "Азбуки" [9], но с выделением методических шагов. Напомним эти шаги:



Пример 1. (Шаг 4.)

С. 70 — 71 "Азбуки" (буквы Е е)

Учитель (У).
Перед вами картинка. Как внимательно смотрит куда-то мальчик. Он говорит: "Посмотри, Ева, какие пушистые ели!" Ева взглянула и сказала: "Какие же они пушистые? Они облезлые". Кто из детей прав, как вы думаете?

Дети (Д) высказывают свои мнения. Мнения самые разные.

У. Давайте обратимся к словарю, он нам объяснит, что значит "пушистый". "Пушистый — покрытый мягким пухом или мягкой густой шерстью, очень мягкий и легкий, напоминающий собой пух". Подходит это определение к елям? Можно о них сказать — пушистые?

Д. Да.

У. Что еще может быть пушистым?

Д. Хвост у лисы, волосы у девочки, ткань на платье, ресницы.

У. А теперь послушайте, что говорится в словаре про слово "облезлый". "Облезлый — с облезлыми волосами, шерстью, перьями". Можем мы сказать про ели, что они облезлые?

Д. Да, у больших елей стволы облезлые и ветки облезлые.

У. Что же еще может быть облезлым?

Д. Кошка облезлая, трава облезлая, воротник шубы облезлый.

На следующем уроке в тетради "Познакомьтесь с алфавитом" зарисовываем все, что может быть пушистым (ель, волосы, ресницы, хвост, усы, кот, ткань).



Пример 2. (Шаги 3, 4.)

С. 73 "Азбуки"

У. Какие деревья изображены на рисунке?

Д. Высокие, стройные, пушистые, густые.

У. А если бы все эти деревья росли вместе в лесу, то каким бы был лес? Как бы мы его назвали?

Д. Смешанный.

У. Если лес долго рос, то каким он стал?

Д. Старым, дремучим, сырым.

У. Если мы войдем в такой лес, то что почувствуем, чем там будет пахнуть?

Д. Грибами, сыростью, соснами и елями.

У. А что мы можем услышать в таком сыром, дремучем, старом лесу?

Д. Шум деревьев, шуршание ежика, крик птицы.

У. А если мы погладим стволы деревьев, что почувствуем? Какие они?

Д. Стволы старых деревьев — шершавые, стволы молодых — гладкие.



Пример 3. (Шаг 4.)

С. 73 "Азбуки". Словесное рисование картинки

У. Прочтем слова, которые написал Карандаш.

Д. Лес, трава, река, село, ива.

У. Представим, что сейчас лето и мы находимся в селе. Давайте будем рисовать лес. Закройте глаза и постарайтесь вспомнить, увидеть лес...

Кто представил себе лес густым, дремучим, темным и сырым? Часть детей поднимают руки.

А у кого лес редкий, солнечный, с полянкой? Снова дети поднимают руки.

В лесу растет трава. Представили? Она высокая, пушистая, шелковистая. А может быть, у кого-нибудь другая трава выросла? Какая она?

Д. Низкая, сухая, колючая.

У. А теперь представим реку и место, где она протекает. У кого река течет через лес? А у кого она за лесом, вдалеке? А может, кто-то по-другому вообразил?

Д. У меня река течет перед лесом.

У меня река протекает через село.

У. А теперь представьте, какая наша река. Кто представил реку мелкую, узкую, извилистую? А у кого она широкая, полноводная?

А теперь вообразим и нарисуем село. У кого оно за лесом?

А кто как-то по-другому построил село?

Д. У меня село около леса.

А у меня село перед лесом.

У. Что еще мы не изобразили на картинке?

Д. Иву.

У. Какой будет у вас ива и где будет расти?

Д. Ива около реки. Она пушистая, наклонилась к воде.

У. А теперь попытайтесь рассказать, какая у вас получилась картинка.

Детям дается задание на дом — нарисовать представленную каждым картинку.



Пример 4. (Шаг 4.)

С. 76 — 77 "Азбуки"

Перед этим уроком на пассивном этапе введены слова:

    острый — тупой,
    гладкий — шершавый, пушистый — облезлый.

Для закрепления значений слов можно попросить детей найти, что есть на картинке острое, тупое и т. д.

Ответы детей: острый угол стола, острая пила, острый кончик кисточки, острый запах около плиты, острая приправа у повара, острый нож и др.

Чтобы ввести в активный словарь детей ранее изученное слово "гладкий", можно составить загадку о кастрюле.

У. Дети, какая кастрюля на рисунке?

Д. Круглая, гладкая, внутри пустая.

У. А что еще бывает круглое?

Д. Тыква, капуста, мячик, солнышко.

У. Что еще бывает гладкое?

Д. Репа, доска, боковые стороны пилы.

У. Что еще бывает внутри пустым?

Д. Шапка, кувшин, пенал.

У. Выберем теперь самые интересные ответы и совместим их. Тогда у нас может получиться, например, такая загадка про кастрюлю: круглая, но не капуста, гладкая, но не пила, внутри пустая, но не шапка.

Аналогичную работу можно провести и по с. 81 "Азбуки".



Пример 5. (Шаги 2, 5.)

С. 80 "Азбуки". Словесное рисование картинки.

У. Назовите, какие предметы должны быть изображены на нашей картинке.

Дети называют предметы, учитель рисует их на доске.

У. А теперь подумайте, что с чем связано, проведите линию от одного предмета к другому и составьте предложения.

С чем и с кем связана мама?

Д. С сосисками, молоком и маслом: мама купила их в магазине.

С сумкой: мама положила продукты в сумку и принесла домой.

С котом: дома у мамы есть кот.

У. А с чем и кем связан кот?

Д. С сосисками и молоком: кот любит сосиски и молоко.

С мамой: кот живет в доме у мамы и мама его кормит.

С сумкой: кот нюхает сумку, оттуда пахнет сосисками.

У. А если кот почувствовал запах сосисок, то как он будет — забегай! — вести себя дальше?

Д. Кот будет тереться о мамины ноги, мурлыкать или мяукать, просить сосиску.

У. Забегаем еще дальше: мама выложила на стол продукты и вдруг зазвонил телефон. Она выходит в коридор поговорить по телефону. Как вы думаете, что будет в это время делать кот?

Д. Кот вспрыгнет на стол, утащит сосиски и будет их есть.

Кот утащит сосиски под стол, а одна будет торчать из-под стола.

У. Теперь вернулась мама, — забегай!

Д. Мама ахнула, отняла у кота сосиски, поругала его.

У. Кто же наш кот?

Д. Проказник и хитрюга.

У. Скажите, какой рассказ у нас получился?

Д. Смешной, интересный.

Детям дается задание на дом — нарисовать словесную картинку. На следующем уроке делается выставка рисунков. Несколько детей рассказывают по своим картинкам.



Пример 6. (Шаги 3, 4, 5.)

С. 86 — 87 "Азбуки" (буква Б б)

У. Что изображено на картинке?

Д. Зоопарк.

У. Вспомним нашу экскурсию в зоопарк. Что было — отставай! — до зоопарка?

Д. Мы ехали на автобусе, покупали билеты, а потом зашли на территорию зоопарка.

У. Каких зверей мы видели в зоопарке?

Д. Обезьян, слонов, медведей и т. д.

У. А теперь вспомните тех зверей и птиц, в названии которых есть звуки [б, б'].

Д. Барсук, зубр, зебра, белка, голубь.

У. Давайте представим, что мы подошли к клетке с зубром. Я буду вашим экскурсоводом, а вы поможете мне рассказывать о зверях.

Итак, — дели! — что есть у зубра?

Ответы детей фиксируются на доске, получается рис. 7.


Рис. 7

У. Направляем глазок нашей "камеры" на зубра и внимательно рассматриваем его голову. Какая она? Что есть у зубра на голове и какое?

Д. Голова большая и мощная.

На голове рога — маленькие, но острые.

Глаза у зубра большие, сердитые, серьезные.

У. Глаза у зубра подслеповатые, они не очень хорошо видят. Зато у зубра хорошо развит нюх. Он по запаху чувствует, если к нему кто-то приближается. Теперь рассмотрим туловище. Какое оно?

Д. Туловище у зубра сильное, передняя часть грузная. А хвост — с кисточкой на конце.

У. Направляем наши "кинокамеры" на ноги зубра. Что мы видим?

Д. Ноги сильные, с твердыми копытами.

Передние ноги с густой, длинной, пушистой шерстью.

Далее следует рассказ учителя о зубрах, их жизни и привычках.

У. Как вы думаете, о каких животных говорят: "Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки"?

Д. О зебрах.

У. Верно. Рассмотрим зебру на рисунке и — дели! — сравним ее с зубром (рис. 8).


Рис. 8

Д. У зебры на голове нет рог, зато есть грива.

У. Чем отличается каждая часть одного животного от аналогичной части другого?

Д. У зебры не такая мощная грудь, как у зубра.

Зебра ниже ростом.

Голова у зебры меньше, чем у зубра.

Туловище у зебры гладкое, полосатое, а у зубра шершавое, коричневого цвета.

Уши у зубра длинные, а у зебры маленькие.

Ноги у зубра толстые, а у зебры стройные.

У. Мысленно погладим зебру. Какая она?

Д. Мягкая.

У. А грива какая на ощупь?

Д. Грива тоже мягкая, пушистая.

У. Такая же мягкая, как хвост у лисы? И такая же пушистая?

Д. Нет, у зебры грива — как мягкая щеточка.

Затем следует рассказ учителя о зебрах, их жизни и привычках.

У. Об остальных обитателях зоопарка мы поговорим в следующий раз, а сегодня закончим нашу экскурсию в зоопарк. — Забегай! — что же будет потом?

Д. Мы сядем в автобус и поедем домой.

У. О чем вы расскажете родителям дома?

Д. О зебре и зубре.

У. Как мы озаглавим нашу картинку?

Д. В зоопарке.

Экскурсия в зоопарк.



Пример 7. (Шаги 1, 2, 5.)

С. 90 — 91 "Азбуки" (буква Д д)

У. Что вы видите на картинке через глазок своей "камеры"?

Д. Дедушку, мальчиков, корзинку, забор, траву, деревья со сливами, кусты с красными ягодами — красную смородину, кусты с черными ягодами — черную смородину.

Учитель схематически зарисовывает все названное детьми на доске.

У. Какие из этих отдельных рисунков мы можем связать между собой?

Д. Дедушка и дети: дедушка угощает детей сливами.

Дети были в саду у дедушки.

Деревья и кусты: в саду растут деревья и кусты с ягодами.

Сад и забор: сад находится за забором.

Деревья и трава: под деревьями растет трава.

Корзина и кусты: корзина со сливами стоит около кустов.

У. Посмотрите на дедушку-садовника. Каким он вам кажется?

Д. Садовник кажется добрым, он улыбается.

У. А теперь — отставай! — где дети были раньше и как оказались в саду?

Д. Они играли во дворе и перелезли через забор посмотреть на сад.

Дети были дома, а потом пришли к садовнику в гости.

У. Забегай! — Что будет дальше?

Д. Дети вернутся домой и расскажут, что дедушка добрый, что он дал им сливы. Угостят сливами своих родителей, братьев, сестер.

У. А теперь проверим, какой у нас получился рассказ. Не забудьте, что в вашем рассказе должно быть начало (отставай!), середина (то, что нарисовано на картинке) и конец (забегай!).

Дети предлагают свои варианты рассказов, затем проводится беседа по прочитанному в "Азбуке" тексту.



Пример 8. (Шаги 1, 2, 3, 4, 5.)

С. 94 — 95 "Азбуки" (буква Я я)

У. Что вы видите на картинке через глазок своей "камеры"?

Дети подробно называют все объекты и предметы.

У. А какие между ними связи?

Д. У детей в руках лопаты. Они копают ямы для посадки деревьев.

Около дома стоят бочка, лейка, грабли.

Воробьи клюют крошки.

У дома крыльцо.

В окошке видны занавески и цветы на подоконнике.

Перед домом земля. На земле растут деревья.

Молодые деревца привязаны к палкам.

На земле тоже лежат деревца и палки.

Вокруг дома и земли — забор.

За забором растут деревья.

У. А теперь представим, что мы вместе с Забегаем пробежали вперед и наблюдаем, как меняются связи между героями нашей картинки.

Чтобы лучше было видно, Забегай бежит совсем маленькими шагами. Кто заметил, какие связи уже на первых шагах исчезли и какие новые появились?

Д. Дети положили лопаты и взяли деревца. Они поставят их в ямы.

У. А потом?

Д. Потом ямы засыплют землей.

У. Если Забегай вместо маленьких шагов — дети выкопали ямы, поставили деревца, закопали ямы — сделал бы один большой шаг, как бы мы могли его назвать?

Д. Дети сажают деревья.

У. Дети посадили деревья, Забегай опять побежал маленькими шагами. Какие связи теперь изменятся?

Д. Дети и лейка: дети возьмут лейку и будут поливать посаженные деревья.

Нет, сначала лейка и бочка: дети наберут в лейку воду из бочки.

Тоже неправильно, сначала дети и грабли: дети возьмут грабли и разровняют землю вокруг посаженых деревьев, а потом наберут воду в лейку и польют деревья.

У. Как вы думаете, какие деревья сажают дети?

Д. Яблони, груши или сливы.

У. А зачем они сажают эти деревья? Что мы увидим, если сделаем большой-пребольшой шаг вместе с Забегаем?

Д. На яблоне выросли яблоки, на груше — груши. Дети собирают плоды и едят их.

У. Какими будут на вкус яблоки, когда вырастут?

Д. Сладкими.

У. А слово с противоположным значением?

Д. Кислыми.

У. Что еще, кроме яблок, может быть сладким?

Д. Пирог, компот, варенье.

У. А каким голосом Лиса разговаривала в сказке с Колобком?

Д. Тоже сладким.

У. Что еще может быть кислым?

Д. Яблоко, капуста, тесто.

У. Могут ли быть кислыми настроение, выражение лица?

Учитель показывает 4 рисунка с разными выражениями лица; дети должны определить, какое из них кислое, и объяснить, почему они так решили.

У. Вернемся к нашей картинке. Можем ли мы назвать кислым выражение лица у кого-нибудь из детей? Почему?

Д. Нет, дети работают, им некогда грустить.

У. Вообразим, что это мы работаем в саду и сажаем деревья. Глубоко вдохните и скажите, что вы почувствовали.

Д. Я почувствовал свежий воздух.

Я чувствую, как пахнет землей, когда ее копаешь.

У. А что вы услышали?

Д. Я слышу, как чирикают воробьи.

Я слышу, как шуршит земля.

Я слышу шум качающихся деревьев.

У. Могут ли стать кислыми наши лица, если вокруг так замечательно?

Д. Нет.



Пример 9. (Шаги 2, 3, 6.)

С. 100 "Азбуки". Словесное рисование

На доске заранее нарисованы предметы, которые хотел изобразить Карандаш.

У. Посмотрите на доску. Сейчас мы найдем, что с чем связано, проведем соответствующие линии, составим предложения.

Д. Снегири сидят на дереве и клюют рябину.

Снегирь сидит на шапке снеговика.

У. А где еще могут быть снегири?

Д. Снегири клюют рябину около дерева.

Снегири прыгают по дороге.

У. С чем может быть связана горка?

Д. С детьми: дети катаются на горке.

Дети идут с санками на горку.

Дети уже покатались и возвращаются домой.

Дети шли на горку, увидели снегирей, остановились и смотрят на них.

У. Где вы на своем рисунке расположите снеговика?

Д. Мой снеговик стоит рядом с деревом.

А у меня снеговик стоит рядом с горкой.

А мой снеговик стоит около дороги.

У. А где вы расположите горку?

Д. Я ее нарисую близко, а вдалеке — рябину и снеговика.

А у меня горка будет далеко, а близко — рябина и снеговик.

У. Какая ваша горка?

Д. У меня горка высокая и скользкая.

А у меня не очень высокая горка.

У. А очень крутую горку кто-нибудь изобразил?

Д. Да.

У. Почему вам нравится крутая горка?

Д. Можно быстро ехать.

У. Если вдруг пойдет снег, то какой он будет?

Д. Пушистый, мягкий, холодный. А снежинки — красивые.

У. Теперь представьте, что вы — дети на картинке. Что вы слышите?

Д. Скрипит снег под ногами.

Снегири подают голоса.

Трещат от мороза деревья.

Ветер шумит.

Слышатся голоса детей, громкий смех.

У. А что вы почувствуете, если вдохнете воздух? Какие запахи?

Д. Пахнет снегом. Пахнет свежестью.

У. Потрогайте рябину. Какой у нее ствол?

Д. Шершавый, холодный.

У. Возьмите в рот ягодку рябины и раскусите ее. Какая она на вкус?

Д. Холодная. Сладкая. Горькая.

У. Правильно. Вообще рябина горькая, но мороженая рябина сладкая.

Теперь представьте, что вы пошли кататься с горки. Какое у вас настроение? Каким вам кажется все вокруг?

Д. У нас веселое настроение. Снегири очень красивые. И снеговик красивый. Рябина тоже красивая и стройная. Горка высокая, на ней хорошо кататься. Санки легкие, быстро бегут с горки.

У. А теперь представьте, что вы заигрались, не заметили, как стало темнеть. Вы устали, вымокли, надо уже идти домой. Каким теперь кажется все вокруг?

Д. Некрасивым. Деревья страшные, рябина кривая. Снеговик некрасивый, злой. Горка очень высокая, трудно на нее взбираться. Снегири крикливые. Санки тяжелые, их надо еще с собой тащить.

У. Вот видите: когда у нас настроение хорошее, веселое, бодрое, то и все вокруг кажется красивым, замечательным. А если мы устали — настроение испортилось, стало кислым и все вокруг некрасивое, страшное, мрачное.

Учитель дает задание на дом: нарисовать картинку по своему представлению.



Заключение: результаты и перспективы

Что дала работа по предложенной методике?

Дети на уроках стали очень активными, они хотят отвечать на вопросы, им интересно. Очень хорошо ребята восприняли словесное рисование. В классе — лес рук, все хотят подойти к доске и связать отдельные рисунки.

Затем словесное рисование закрепляется рисованием на бумаге. Рисунки выставляются на доске, рассматриваются всеми детьми, обсуждаются и по ним составляются рассказы.

Теперь рассказать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные ученики, но и те, кто в начале обучения почти всегда молчал.

Гораздо легче стало готовиться к уроку и учителю.

Не надо придумывать множество вопросов к картинке, в которой все и так слишком ясно. Вместо этого планируются состав картинки, связи, характеристики, точки зрения и передвижения по времени.

Правда, желание детей высказаться, ощутимо натыкается на недостаток нужных слов. Работа же с пополнением словарного запаса ставит учителя в трудное положение: надо выбрать вновь вводимое слово так, чтобы оно соответствовало новой теме и чтобы его можно было связать со следующим материалом для закрепления.

Наша работа на этом не закончена.

Мы планируем научить детей еще эффективнее пользоваться невидимой "камерой". Это необходимо для того, чтобы они умели какие-то события отслеживать более подробно, какие-то просматривать в общих чертах, где-то задерживаться на образном описании, где-то в темпе передавать только основные действия, легко переходить от линии одного героя к линии другого, от одной точки зрения к другой. И чтобы они понимали и чувствовали, когда какой ракурс выбрать.

Надеемся, что после наших занятий методическая последовательность рассказывания установится во внутреннем сознании детей. Дели-Давай, уже оттуда, будет подсказывать: рассмотри по частям, свяжи воедино и т. д.

Кроме этого, мы будем работать над тем, чтобы образы для рассказа были не только подсказаны картинкой, но появились и из собственной памяти, воображения детей, чтобы они легли в основу их будущих сочинений-описаний и повествований.

Особое внимание постараемся уделить характерам героев и мотивам их поступков. Поможем воображению детей повысить планку своей необычности.

А пока предлагаем коллегам использовать предложенную методику. Мы считаем, что ее можно применять и при работе с другими картинками и другими учебниками (мы описали далеко не все проведенные уроки). На наш взгляд, начать такую работу можно уже в детском саду. Было бы также интересно опробовать эту методику на уроках иностранных языков.

Картины будущей работы оживают перед нами. Пора входить в них!



Список использованной литературы

  1. Стандарт образования по русскому языку в начальной школе. — Рига, 1992. (С. 4.)

  2. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Книга для учителя; Под ред. Г.Ф.Суворовой. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. (С. 63.)

  3. Переходная программа по русскому языку для 1 — 4 классов с русским языком обучения. — Рига, 1991. (С. 26.)

  4. Обучение в 1 классе: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы: Книга 1; Под ред. Л.Ф.Климановой. — 3-е изд., перераб. — М., Просвещение, 1990. (С. 13.)

  5. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Книга для учителя; Под ред. Г.Ф.Суворовой. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. (С. 68.)

  6. Г.С.Альтшуллер. Найти идею. — Новосибирск: Наука, 1986.

  7. Г.И.Иванов. ...И начинайте изобретать! — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.

  8. Дерзкие формулы творчества / Под ред. А.Б.Селюцкого. — Петрозаводск: Карелия, 1987.

  9. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшин, А.Ф.Шанько. Азбука: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 1993.

  10. И.Н.Мурашковска. Когда я стану волшебником. — Рига, 1994.

  11. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. — М.: АЗЪ, 1993.

  12. А.А.Нестеренко. Страна Загадок. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1993.
Вверх


(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

12 Jan 1998