НАЧАЛО

АНАЛИЗ СЮЖЕТНОГО СМЫСЛА СКАЗОК С ПОМОЩЬЮ СИТУАТИВНОЙ ИГРЫ "ДА-НЕТ"

© Татьяна Александровна Сидорчук, Николай Николаевич Хоменко, 1998
sid@mail.uln.ru , jlproj@gmail.com


план:

  1. Проблема обучения дошкольников анализу литературных произведений
  2. Абстрактная модель текста и алгоритм ее расшифровки
  3. Методика обучения дошкольников созданию текстов "Да-Нет" по литературным произведениям
    3.1. Ход работы по разгадыванию закодированных воспитателем текстов
    3.2. Ход работы по составлению детьми текстовых "Да-Нет"
  4. Литературные загадки, составленные детьми пяти-семи лет

 

1.

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ АНАЛИЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Речевая подготовка ребенка к школьному обучению была и остается проблемой в дошкольной практике. При этом одна из сложных задач - формирование умения понимать литературное произведение.

Традиционный подход дает рекомендации успешности освоения ребенком сюжетного смысла литературного произведения через увеличение времени на его анализ. "Чем подробнее и дольше разбираешь текст с ребенком, тем больше он его понимает" - правило номер один работы воспитателя со связанным текстом.

Осуществляется оно через подробную проработку причинно-следственных связей взаимодействия героев и выявление их характеристик. Работа по этому правилу: ребенок отвечает на вопросы педагога, поставленные к конкретному тексту.

Например, типичные вопросы воспитателя к детям по разбору сказки "Гуси-лебеди" после ее прочтения:

  • Что наказывали родители девочке, когда уезжали на ярмарку?
  • Из-за какой черты характера сестры, братик был похищен дикими лебедями?
  • Почему девочке сначала не помогли речка, печка и яблонька? И почему в дальнейшем эта помощь была ими оказана?
  • И тому подобное...

Такой подход имеет достаточно серьезные минусы:

  1. Дети, в силу своих психо-физиологических особенностей, быстро теряют интерес к анализу смысла произведения.

  2. При разборе конкретных литературных ситуаций почти не видят одинаковых моделей в произведениях и не могут провести аналогии между различными ситуациями (найти аналогии между различными литературными произведениями). Другими словами, методика не развивает у детей навыков абстрагирования от конкретной ситуации и выявления аналогий.

  3. Дошкольники испытывают затруднения в самостоятельной оценке литературных героев по характеру и взаимодействиям.
 

2.

АБСТРАКТНАЯ МОДЕЛЬ ТЕКСТА И АЛГОРИТМ ЕЕ РАСШИФРОВКИ

Нами поставлена ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:
обучить ребенка кратко и точно излагать сюжетный смысл литературного произведения на фоне формирования у него устойчивого желание работать с текстом.

С целью поиска оптимальных средств решения этой задачи, необходимо рассмотреть, что же подразумевается под СЮЖЕТНЫМ СМЫСЛОМ литературного произведения.

На наш взгляд это МОДЕЛЬ высокого уровня абстракции.

Поясним. Модель конкретной (реальной или воображаемой) ситуации, описанная неким субъектом, понимается нами как литературное произведение. Работа на смысловом уровне предполагает выход ребенка из конкретной литературной ситуации на ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ АБСТРАКЦИИ. Это одно из важнейших качеств творческого мышления, которое может быть развито с помощью предлагаемой методики. Формирование такого навыка как раз и позволяет решить сформулированную только что задачу.

Для обеспечения устойчивого интереса к составлению смысловых характеристик литературных произведений мы используем игру "Да-Нет" (см. Н.Н.Хоменко. Использование игры "Да-Нет" для обучения ТРИЗ). Стратегия игры совпадает с общей стратегической линией решения проблем - сужении поля поиска решения без ссплошного перебора всех возможных вариантов при работе с "Икс"-объектами и их взаимосвязями с другими объектами участниками ситуации. Таким образом, предлагаемая методика помимо прочего формирует у учащихся еще один важнейший навык - сужение поля поиска вариантов решений, существенно повышающего эффективность интеллектуальной деятельности по решению проблем.

 
Предлагается следующий АЛГОРИТМ расшифровки абстрактной модели сюжета литературного текста:

  1. Ведущий говорит заведомо не точно составленный код текста какого-либо литературного произведения. Например: "Она его любила, поэтому долго ходила" (примеры приводятся по сказке "Гуси-лебеди").

  2. Сообщается основное правило игры: вопросы надо задавать так, чтобы ведущий (педагог или ребенок) мог ответить "Да" или "Нет" на поставленные вопросы. Принимаются вопросы только обобщенного характера. Без ответа остаются вопросы, которые перебирают имена героев или названия произведения.

  3. Поток вопросов структурируется согласно алгоритму разгадывания деталей (признаков) ситуации:

      3.1. Выяснение уровня реальности (ситуация, описывающая существовавший факт в опыте детей или ситуация, описанная в литературном произведении). В приведенном примере (далее - ПР): литературное произведение.

      3.2. Установления жанра произведения (стихотворение, рассказ, сказка или др.). ПР: русская народная сказка.

      3.3. Выяснение признаков первого объекта (природность - рукотворность, форма, размер, цвет, части, материал, время и др). ПР: "Она" - объект живой природы, девочка.

      3.4. Выяснение признаков второго объекта. ПР: "Его" - это объект живой природы, мальчик.

      3.5. Установление места происходящего. ПР: "Она ходила"... - по лесу.

      3.6. Установление связей между объектами. ПР: они были брат с сестрой.

      3.7. Выяснение времени происходящего. ПР: лето.

      3.8. Выяснение характеристик сопутствующих или предполагаемых объектов. ПР: в лесу девочка встречалась с яблоней, печкой, речкой.

  4. После каждого выясненного шага производится "сборка" текста с установленными признаками. Это чрезвычайно важный момент методики. Моделирующий ход решения реальных "взрослых" проблем - после каждых нескольких циклов вопрос-ответ мы получаем некоторую дополнительную информацию. Этой информации не было в исходной постановке задачи, поэтому необходимо переформулировать и уточнить исходную постановку и продолжать работу уже с откорректированной задачей. Поскольку ситуационные задачи это задачи с открытым условием в котором обычно не достает необходимой информации и ее надо получить, либо, наоборот, задача может содержать избыточную информацию несущественную для поиска решения, такую информацию надо "отфильтровать". Другими словами предлагаемая методика формирует у учащихся еще и навыки уточнения проблемной ситуации, навыки рефлексии. ПР: после шага 3.3. ребенок произносит: "Девочка его любила, поэтому долго ходила". После 3.6. "Сестра любила брата, поэтому долго ходила по лесу". После шага 3.7.:"Сестра любила брата, поэтому долго ходила по лесу летом". Таким образом задача теперь выглядит более конкретно и дает некоторые подсказки к своему решению.

  5. Обогащенный выясненными характеристиками текст воспроизводится детьми в итоговом варианте: "Сестра очень любила брата, поэтому, однажды летом, она долго ходила по лесу и встречалась с речкой, печкой и яблонькой для того, чтобы братика своего найти" (обязательное условие - включать в текст только выясненные характеристики). Переформулированная таким образом задача уже легко позволяет узнать сказку на основе которой она была сотавлена поэтому дети без труда называют произведение: русская народная сказка "Гуси-лебеди". На этой простой модели достаточно четко отслеживаются основные этапы решения проблем: анализ и корректировка проблемы; накопление информации, полезной для поиска решения; объединение разрозненных фрагментов в единое целое, позволяющее увидеть решение. Задача решена, но работа на этом не заканчивается.

  6. Производится анализ сюжетов знакомых литературных произведений, где встречается аналогичная модель высокого уровня абстракции. ПР: "Снежная королева" (Герда любила Кая и долго его искала); "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и др. Это обязательный этап - тренинг на поиск аналогий.

  7. Возвращение к изначально загаданной сказке (в данном случае "Гуси-лебеди"). Дается задание детям по уточнению смысла произведения и составлению нового текста "Да-Нет". ПР: Разве точно сказано: "Она его очень любила, поэтому долго ходила"? Сестра бегала и искала брата из-за страха перед тем, что не выполнила родительский наказ. Дети сами составляют более точные "Да-Нет": "Она заигралась и забыла про наказ". "Некто был забывчивый из-за этого пострадал". "Она не сдержала обещание из-за этого долго искала брата". "Кое-кто испугался, поэтому кого-то искал". "Она долго блуждала, но все же его нашла". "Она искала его и ей сначала не помогали, а потом все же помогли". "Сестрица долго бежала за ними, но потом потеряла из виду". Это уже переход к составлению новых вариантов задачи самими детьми.

  8. Рефлексия по вариантам условия задачи созданным детьми. Определение варианта наиболее точно составленного в соответствии с сюжетным смыслом сказки или рассказа. В данном случае полнее всего отражает смысл сказки "Гуси-лебеди" модель: "Она не сдержала обещание из-за этого долго искала брата".
 

3.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ ТЕКСТОВ ЗАДАЧ ДЛЯ ИГРЫ "ДА-НЕТ" ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

  • обучение детей кодированию содержания знакомых произведений - формирование навыков перехода от конкретной ситуации к ее абстрактному описанию.

  • формирование умений задавать вопросы системно, целенаправленно;

  • развитие способности к анализу ситуации и их интерпретациям.

На фоне этих целей попутно решаются задачи расширения разговорной практики, снятия психологических "зажимов", стимулирования детской активности, создание творческой атмосферы в группе и ряд других педагогических задач присущих этому возрастному периоду.

Новизна предлагаемой методики состоит в том, что используемые алгоритмы составления загадок дают достаточно гарантированные результаты: дети задумываются над сюжетным смыслом литературных произведений, описывают глубинные связи между объектами, кодируя основную идею произведения, производят анализ литературного содержания.

Занятия по разгадыванию и составлению задач для игры "Да-нет" вызывают устойчивый интерес к процессу осмысления литературного произведения как у детей так и воспитателейи.

Как видно из приведенного во втором разделе алгоритма методика состоит из двух этапов, которые взаимосвязанны между собой:

  1. Разгадывание детьми закодированного воспитателем текста. Основное педагогическое средство: игра "Да-Нет".

  2. Составление собственных текстов задач для игры в "Да-Нет". Основное педагогическое средство: алгоритмы составления литературных загадок.
 

3.1.

ХОД РАБОТЫ ПО РАЗГАДЫВАНИЮ ЗАКОДИРОВАННЫХ ВОСПИТАТЕЛЕМ ТЕКСТОВ

Цель:

  • развитие способности по отдельным штрихам определять целое;
  • формирование умений задавать вопросы, сужающие поле поиска.

Необходимое Условие: основные принципы игры "Да-Нет" должны быть знакомы детям.

Ход игры:
Детям предлагается разгадать некоторую тайну. Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы, на которые он вправе отвечать: "Да", "Нет", "И да, и нет" (если дети вышли на противоречие), "Это не существенно" (для разгадывания текста заданный вопрос не важен) или "Нет информации" (в случае, если в содержании сказки речь об этом не идет).

Ведущий стимулирует детские способности по составлению вопросов обобщенного характера.

Ребенок, начинающий заранее перечислять и выкрикивать названия произведений, выбывает из игры.

 

Перечень вопросов по декодированию ситуации заданной в задаче, созданной на основе литературного произведения:

  1. Устанавливается уровень реальности ситуации.
  2. Определяется жанр произведения.
  3. Выясняются неизвестные признаки каждого из объектов.
  4. Устанавливается время происходящего.
  5. Уточняются ситуационные связи между объектами.
  6. Определяется место происходящего.
  7. Определение характеристик второстепенных персонажей (аналогично п.п. 3-6).
 

Ребятами отгадывается задача для игры в "Да-Нет", объясняется уровень соответствия сюжетному смыслу раскодированного литературного произведения. При этом детям позволяется задавать вопросы в произвольном порядке.

Главное, чтобы вопросы носили не перечисляющий характер. Сам процесс игры в "Да-Нет" и есть обучение умению задавать вопросы, сужающие поле поиска без сплошного перебора вариантов. Это формирует навыки классификации. Поскольку проведя классификацию по группам признаков мы уже можем не перебирать все возможные признаки, а оперировать их группами, отсекая неперспективные для решения признаки не по одному, как это обычно делается, а целыми группами. Таким образом игра в "Да-Нет" позволяет формировать еще оин навык существенный для процесса решения проблем - навык обобщения и группирования - навык классификации произвольного множества признаков или объектов.

Пример: Воспитателем объявляется "таинственный" текст: "Кое-кто только хотел что-то открыть из-за этого все стали счастливыми".

Вопросы от детей, на которые педагог ответил "Да":

    - Это из мира литературы?
    - Сказка?
    - "Кое-кто" - это рукотворный мир?
    - Игрушечный мальчик, сделанный из дерева?
    - "Все" - это куклы?
    - "Что-то" - рукотворный мир?
    - Дверь?
    - Сбор выясненного текста: "Деревянный мальчик в одной сказке хотел открыть дверь и из-за этого куклы стали счастливыми".

Выяснение уровня точности "Да-Нет" и создание улучшенного варианта: "Кое-кто был любопытным и доверчивым, из-за этого его друзья стали счастливыми".

 

3.2.

ХОД РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ДЕТЬМИ ТЕКСТОВЫХ "ДА-НЕТ"

Цель: развивать способность детей кодировать основную сюжетную идею произведения.

Необходимое условие: коллективный способ работы, организованный после того, как была разгадана загадка в формулировке ведущего.

Ход работы:

  1. Детям предлагается самим составить другой вариант этой же загадки путем изменения действия. Например: "Его вырезали из дерева, и он пустился в путешествие".

  2. Составление загадки путем введение характера персонажа. Например: "Кое-кто был простодушным и добрым, что помогло обиженным".

  3. Составление вариантов при условии сменяемости мест героев литературного произведения: "Они жили в театре, но потом убежали от хозяина".

  4. Варианты формулировки задачи через введение третьих лиц: "Он встречался с разными по характеру героями и учился жизни".

  5. Варианты со сменой признаков во времени: "Он сначала был глупым и непослушным, а потом стал спасителем".

Усложнением хода работы является индивидуализация процесса составления нового варианта "Да-Нет": переход от коллективного составления задач для игры в "Да-Нет" к подгрупповому, а, затем, индивидуальному.

В процессе прохождения приведенных этапов, детьми усваивается базовая модель составления кода текста литературного произведения:

ОБЪЕКТ

ЕГО ДЕЙСТВИЕ

СЛЕДСТВИЕ

он,

она,

они,

некто,

нечто…

Что делали?

Что делают?

Что будут делать?

Для объекта 1,

объекта 2,

или группы оъектов.

Пример № 1:

Модель сказки "Три поросенка", составленная педагогом: "Он (объект1) только хотел перезимовать (его действие) и спалил шкуру гостю (следствие с объектом 2)".

Уточнения, сделанные детьми: "Они хотели спастись и прогнали кого-то". "Один был храбрый, а другие трусливые". "Он хотел покушать и сам попал в котел".

Пример № 2:

Модель сказки "Колобок". Текст педагога: "Он отправился путешествовать и попал в беду".

Уточненный детьми текст: "Они его слепили, а он убежал". "Он не послушался и попался ей". "Он любил петь песни и это плохо кончилось".

 

4.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ, СОСТАВЛЕННЫЕ ДЕТЬМИ ПЯТИ - СЕМИ ЛЕТ

  1. Она была очень нежная и избалованная из-за этого плохо спала.

(“Принцесса на горошине”)

  1. Некто стал очень гордым из-за этого многие пострадали.

(“Черная курица”)

  1. Некто что-то принес в дом и это всех расстроило.

(“Курочка Ряба”).

  1. Она очень хотела получить подарок, из-за этого кто-то пострадал.

(“Аленький цветочек”)

  1. Кто-то заговорил с незнакомым, из-за этого пострадал родственник.

(“Красная шапочка”)

  1. Они не выполнили поручения и случилась беда.

(“Волк и семеро козлят”)

  1. Он хотел увидеть свет, а увидел тьму.

(“Колобок”)

  1. Он любил петь из-за этого поплатился жизнью.

(“Колобок”)

  1. Некто хотел есть и упал во что-то большое.

(“Три поросенка”)

  1. Она вошла в чужую квартиру и что-то испортила”

(“Три медведя”)

  1. Кое-кто попался в ловушку, из-за этого нашел себе принца сердца.

(“Муха-Цокотуха”)

  1. Ленивый один раз не поленился и получил чудеса.

(“По-щучьему велению”)

  1. Она не выполнила просьбу родителей и ей пришлось есть то, что она не любит.

(“Гуси-лебеди”)

  1. Некто был жадный и злой и чудеса ее не изменили.

(“Сказка о рыбаке и рыбке”)

  1. Она была очень доверчивой и жизнь для нее остановилась.

(“Сказка о мертвой царевне”)

  1. Он был жадным из-за этого пострадала его часть тела”.

(“Сказка о попе и его работнике Балде”)

  1. Кто-то быстро рос и смог освободится от тесноты и темноты.

(“Сказка о царе Салтане”)

  1. Кое-кто вышел из леса и его остановил прохожий.

(“Мужичок-с-ноготок”)

  1. Некая семья пострадала материально из-за того, что не закрыла дверь.

(“Три медведя”)

  1. Кое-кто сорвал часть растения и сделал кого-то счастливым”

(“Цветик-Семицветик”)

Примеры приведенные в этой статье взяты из практики работы с детьми Тольяттинской школы "Грант" (Журавлева Н.М.), г.Самары я/с277 (Лелюх С.В.) и г.Ульяновска НМЦ №242.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный подход может служить перспективной основой для построения технологий по обучению детей пониманию смысла сюжетных произведений, созданных средствами изобразительного искусства.

 

вверх


(c) 1997-1999 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-1999 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

07 Mar 1999