НАЧАЛО
содержание
сборника
проблемы теории развития творческой личности
ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ

ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА

Николай Николаевич Хоменко
jlproj@gmail.com



Одним из важнейших и наиболее длительных периодов жизни ТЛ является создание школы, организация и координация коллективной работы, взаимодействия со школами других ТЛ. Ученики не стоят на месте, со временем начинается обострение отношений внутри школы. Все это приводит со временем к распаду команды.

У меня есть предложение обсудить возможные пути повышения эффективности этого периода жизни ТЛ, но ограничится только сферой командной работы как внутри своей группы, так и в отношении внешних групп коллег. В такой суженной постановке задачи в качестве Внешних Обстоятельств (ВО) выступают друзья и коллеги.

Хотелось бы (и я готов за это взяться), чтобы в процессе дискуссии кто-то отбирал и строил систему проблем, возникающих в отношениях между друзьями и коллегами.

Предлагаю в этой дискуссии более широко, чем обычно, использовать основной инструмент тризовцев — противоречие. Давайте на первом этапе обсуждения выскажемся о том, кто и какие движущие противоречия видит в этом периоде жизни ТЛ.

Под движущими противоречиями я понимаю фундаментальные противоречия, которые лежат в основе той или иной области деятельности. Это "вечные" противоречия этой области. Борясь с ними, развивается область, но эти противоречия, как линия горизонта, отходят тем дальше, чем настойчивее вы стремитесь приблизиться к их разрешению.

Примеры движущих противоречий

    Компьютеры

    Чем выше быстродействие компьютеров, тем больше энергии они должны потреблять. Вот уже какое десятилетие инженеры стремятся увеличить быстродействие компьютеров без увеличения потребляемой ими мощности.

    Коллективы

  1. Члены творческого коллектива должны развиваться и совершенствоваться, но процесс идет у разных людей с разными скоростями. Одни опережают, другие не догоняют. Это приводит к конфликтам потери взаимопонимания. Часть команды еще и в ус не дует, когда другие члены коллектива уже непосредственно столкнулись с принципиально новым классом проблем. "Отстающие" не понимают, чего же хотят "опережающие".

      1.1. Развитие участников коллектива идет не только с разными скоростями, но и в разных направлениях. Каждый из участников первоколлектива закапывается в свою норку или поднимается в свою башню из слоновой кости и теряет взаимопонимание с коллегами.

  2. Честолюбие — одна из движущих сил прогресса. Но появление в коллективе честолюбивых участников очень быстро отравляет атмосферу коллективного творчества, поднимает на щит честолюбивые замыслы. Участники коллектива зацикливаются на своих амбициях, и коллективные интересы уходят на второй план. Это приводит к краху или распаду творческого коллектива.

Это лишь начало перечня основополагающих — движущих противоречий развития коллектива. Я предлагаю коллегам расширить этот список. Наличие такого достаточно полного списка проблем откроет нам возможность более качественно проанализировать сущности, лежащие в основе конфликтов в творческих коллективах. А зная суть проблемы, с нею легче бороться.

В творческих коллективах тризовцев должны появиться свои особенные движущие противоречия. Какие?

 

вверх
содержание
сборника


(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2004 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

18 Apr 1998