НАЧАЛО
Перепечатывается из газеты "Третье сословие" (Россия, Иркутска область, г.Ангарск) по разрешению редактора Владимира Попова

НАШ ВЕЛИКИЙ СОСЕД

Китай - крупнейшая страна в мире в которой сегодня проживает почти третья часть всего населения земного шара - один миллиард 350 миллионов человек. Эта цифра трудно поддается воображению. А что мы знаем о современном Китае, о своем ближайшем соседе? К сожалению очень и очень мало. А между тем, это бурно развивающаяся страна экономика которой, не в пример нашей российской, развивается сегодня самыми высокими темпами в мире. Прошлогодний обвал доллара, который подкосил экономику многих стран, в том числе и нашу, почти не коснулся Китая. Почему?

Да потому, что вся внутренняя экономическая политика страны настроена на воспитание и поддержание Своего Производителя.

Эта политика, выработанная еще Дэн Сяопином, сегодня уже дает свои плоды. Китай становится мировой промышленной державой.

Именно для этой цели в стране созданы и успешно действуют более тридцати, так называемых, Зон освоения науки, новых и высоких технологий. Задача комитетов этих Зон состоит в том, чтобы найти эту новую, высокую технологию, изучить ее и внедрить в промышленность, выделив для этого необходимое государственное финансирование.

Но специалистов комитета интересуют не только новые зарубежные патенты и научные разработки, их в не меньшей степени интересуют методы и методики создания новых технических решений.

Страна хочет воспитать своих творцов, своих изобретателей и создать условия для массового творчества, что является фундаментом в экономики любой страны.

Именно по этой причине китайских специалистов Зоны освоения новых и высоких технологий заинтересовала разработанная в нашей стране Теория Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ.

Одним из ведущих специалистов в области ТРИЗ является проживающий в нашем городе Ангарске, Иванов Геннадий Иванович.

По приглашению комитета Харбинской Зоны высоких и новых технологий он, в составе небольшой российской делегации, недавно побывал в Китае и провел для их специалистов недельный учебный семинар.

Мы попросили Иванова Г.И. поделиться своими "путевыми заметками" о Китае.


 

© Геннадий Иванович Иванов, 1999
ivano@irmail.ru


              

Самолет китайской авиакомпании, совершив короткий разбег, стал круто набирать высоту. День был ясный и солнечный, пассажиры с любопытством поглядывали в иллюминаторы наблюдая за стремительно уходящей землей.

Наш рейс Хабаровск - Харбин продлится немногим более часа, но это будет уже другая страна, другой народ, другая культура и каждый член нашей небольшой делегации, состоящей из трех человек, испытывал естественное волнение.

Приятный голос стюардессы зазвучал в динамике и мы узнали, что самолет пересек границу и мы летим уже над территорией Китая.

Я мельком взглянул на землю, но и этого было достаточно, чтобы заметить какие то изменения в ее облике. И хотя это был все тот, знакомый российскому взгляду, холмистый ландшафт, но сама земля показалась какой то другой и чем то незнакомой. Лишь немного позже я осознал в чем состояло отличие.

Земля была ухоженной!

На ней не было ни одного заброшенного или не обработанного участка. Разделенные строгими линиями поля, аккуратные небольшие поселения, соединенные между собой сетью асфальтированных дорог и леса, напоминающие собой парковые зоны - все это было крайне не привычно взгляду россиянина и тем более сибиряка.. Я был очарован. Такое я видел только на детских картинках иллюстрирующие старые, добрые сказки.

Мои наблюдения и воспоминания были прерваны голосом стюардессы, предлагающей всем пассажирам приготовится к посадке.

Через несколько мгновений самолет мягко коснулся бетонных плит аэродрома и аккуратно подъехал почти вплотную к зданию аэропорта.

Это был Харбин - крупнейший промышленный центр северного Китая с населением почти в четыре с половиной миллиона человек.

 

В здании аэропорта нас уже ждали представители комитета Харбинской Зоны по освоению науки и новых, высоких технологий - Ши И - заместитель Генерального директора, Ван Кун Цзянь - представитель Харбинской внешнеторговой компании, очаровательная Шао Юй Цзинь - ведущий инженер проекта по освоению высоких и новых технологий и ряд других специалистов.

Мы были приято удивлены тем, что почти все встречающие свободно владели русским языком, а их искренние рукопожатия, улыбки и заинтересованные взгляды окончательно развеяли нашу некоторую скованность.

Мы поняли, что нас встретили друзья, которые ждали нас и были рады нашему приезду.

Завтра начнется наша трудовая неделя в течении которой я вместе со своим помощником, специалистом по ТРИЗ, Савицким Владимиром Николаевичем будем знакомить китайских специалистов с основами системного, творческого мышления применяемого при создании новых технических устройств.

А пока, удобно расположившись в микроавтобусе, мы ехали в гостиницу и слушали нашу неутомимую, симпатичную Шао, которая взяв на себя роль гида, увлеченно рассказывала о своем городе, о том каким он был, каким стал, каким будет. Вообще мы заметили, что китайцы очень уверенно говорят о своем будущем, вероятно, реальность наблюдаемого настоящего дает им для этого достаточно оснований.

Руководителю нашей группы - Архипову Владимиру Васильевичу, работающему уполномоченным Министерства Внешних Экономических связей г. Находка, пришлось приложить не мало усилий, чтобы вызвать интерес к ТРИЗ в высших кругах муниципального управления г. Харбина.

Это и понятно, даже в нашей стране, где и зародилась сама теория, ее автору Генриху Сауловичу Альшуллеру и его ученикам, пришлось потратить несколько десятилетий доказывая эффективность и работоспособность новой науки, новой области знаний.

В силу инерции мышления люди от науки и чиновники руководящие технической политикой, не могли допустить мысли, что изобретать можно по правилам, что техническая система развивается в соответствии со своими объективными законами, а не по прихоти и желаниям, пусть даже самых талантливых, изобретателей. Познать законы развития систем это значить отбросить метод проб и ошибок при анализе проблемных ситуаций, это значит научиться управлять творческим процессом и в конце концов дать возможность каждому образованному человеку быть более талантливым.

Нашим китайским соседям понадобилось не много времени, чтобы оценить ТРИЗ и осознать те выгоды которые она несет для развития творческого потенциала страны.

Вероятно прав был великий мыслитель и учитель древнего Китая Конфуций, который однажды сказал: - "Не потрясенных не учу, не страждущих не образую!"

Китай в недавнем прошлом перенес достаточно большие социальные потрясения, а сегодня его народ страстно желает превратить свою страну в ведущею технологическую державу и поэтому активно впитывает все новое и полезное, что продвигает его к поставленной цели.

Наши лекции велись с помощью переводчиков, но это не было помехой в общении со слушателями, так как каждый раз неизменно возникала творческая атмосфера, позволяющая предельно четко и быстро понимать друг друга.

В последние дни, когда слушатели уже усвоили некоторые положения ТРИЗ, они в буквальном смысле оттесняли преподавателя от доски, рисуя свои варианты решения предложенной задачи. Я ликовал. Это было целью всей нашей поездки - дать слушателю, с помощью инструментов ТРИЗ, возможность почувствовать себя творцом и поверить в свои творческие способности.

Конечно, чтобы стать профессиональным решателем, слушателям еще предстоит многое самостоятельно изучить и освоить из имеющихся на сегодня материалов по ТРИЗ. Но я верю, что это обязательно произойдет, так как настойчивость и трудолюбие есть главная черта китайского народа.

Меня как преподавателя смущала несколько иная сторона дела.

В ТРИЗ есть понятия - "противоречие", "единство противоречий" "разрешение противоречий" и тому подобные. Для европейского склада ума эти понятия, хотя и являются в какой то мере знакомыми, однако практика преподавания показывает, что они трудны для усвоения и тем более для их инструментального применения в изобретательской практике. Порой проходит достаточно много времени прежде чем слушатель начнет свободно оперировать этими диалектическими понятиями, а для некоторых это так и остается непознанной тайной.

А как воспримут эти понятия китайские слушатели имеющие свой "азиатский" стиль мышления и свои философские основы?

Поймут ли они меня?

Поймут ли они, что любое противоречие есть необходимая и побуждающая сила для развития любой системы в том числе и технической?

Поймут ли, что процесс создания изобретения включает в себя многоярусный анализ системных и подсистемных элементов, выявления противоречий, их обострение и последующее разрешение инструментами ТРИЗ?

Мои опасения оказались не соответствующие действительности.

Для китайца, даже самого малолетнего, понятие "противоречие" есть одно из самых естественных понятий. В этом смысле они прирожденные диалектики. Для них в любой вещи и в любом событии есть и хорошее и плохое, есть положительное и отрицательное или, как они сами говорят - "ИНЬ" и "ЯНЬ".

Даже древнекитайская графическая символика, называемая "монадо", изображает собой черно - белый круг разделенный волнистой линией и расшифровывается следующим образом - "В каждом добре есть зачаток зла, в каждом зле есть зачаток добра"

Китаец никогда не примет и не поймет когда то популярный у нас лозунг - "Кто не с нами, тот против нас". Слава Богу что и мы переболели этой однобокостью.

Китаец не одобрит принципы, которыми мы, порой, и сейчас продолжаем пользоваться, например - "ИЛИ-ИЛИ", "ЕСЛИ ЭТО НЕ БЕЛОЕ, ЗНАЧИТ ОНО ЧЕРНОЕ". Китаец никогда такое не скажет и никогда не позволит себе крайнею категоричность в суждениях. Скорее всего, он предпочтет принцип - "ИЛИ И ИЛИ", "ЕСЛИ ЭТО НЕ БЕЛОЕ, ЗНАЧИТ ОНО ПРОСТО ДРУГОЕ" и тому подобное.

Многие из европейцев, в том числе и некоторые россияне принимают такой стиль мышления за проявление слабости, нерешительности, не четкости.

На самом же деле это является великим достоинством мышления и в этом китайцам можно только позавидовать. Такое мышление естественным образом уже изначально допускает все многообразие и многовариантность окружающего мира, его противоречивость и единство, что является готовой базой для развития творческих способностей человека.

В наличие этого свойства я неоднократно убеждался наблюдая и анализируя реакцию слушателей и их ответы на занятиях по ТРИЗ, когда они решали очередную изобретательскую (учебную) задачу.

 

И все же у меня были трудности. Я никак не мог привыкнуть к обилию китайской пищи, которое каждый раз появлялось на столе во время завтрака, обеда и ужина.

Мне известно сибирское хлебосольство, но здесь был какой то свой, не известный мне вариант. Дело усугубилось еще и тем, что я по своему легкомыслию, попытался отказаться от применения ложки с вилкой и перейти на использование палочек, которыми ловко орудует любой китайский малолетний ребенок. Но при таком обилии и многообразии блюд да еще при неосвоенной технологии ее добычи со стола, можно было заработать нервный стресс. Под сочувствующие и понимающие улыбки хозяевов я отказался от своего опрометчивого решения и вернулся к ложке. Однако, я все же захватил домой несколько дюжин палочек в надежде, что постепенно освою и этот уникальный инструмент, которым успешно пользуется третья часть человечества.

 

В один из воскресных дней нам было предложено прогуляться по улицам города. Первое, что обратило на себя внимание - это хорошо одетые и спокойные люди, а так же обилие строительных площадок. Казалось, что перестраивается весь город, но удивительным было и то, что мы нигде не заметили мусора или же открытых ям и канав. Для любого государства гражданское строительство есть основной и главный показатель здоровой экономики.

В центре города мы вдруг увидели сияющие золотом купола русской православной церкви. Как нам пояснили это действующая церковь и она является охраняемым государством памятником. Неподалеку от церкви через площадь, возвышался огромный черный обелиск с фигурой русского солдата второй мировой войны. Мы вопросительно взглянули на наших сопровождающих. Нам ответили, что действительно здесь не погибали русские солдаты, но китайский народ чтит память всех погибших во время второй мировой войны российских солдат и отдает им свое уважение.

Такое может сделать только тот народ который чужую боль воспринимает как свою.

 

Через несколько дней наш семинар подходил к концу. Завершался он торжественным собранием на котором выступили от департамента по иностранным делам народного правительства города Харбина директор отдела иностранных специалистов госпожа Ван Мин Чжу, руководитель Административного комитета Харбинской Зоны промышленного освоения высоких и новых технологий господин Ши И, начальник отдела высоких и новых технологий Цуй Жуй Минг, а так же ряд других ответственных работников. Все они подчеркнули исключительную важность и значимость проведенного мероприятия, а так же то, что развитие системного творческого мышления необходимо китайским специалистам и в они продолжат сотрудничество с нами.

В ответном слове руководитель нашей группы Архипов Владимир Васильевич выразил готовность российских преподавателей ТРИЗ продолжить сотрудничество с китайской стороной в области самой высокой технологии в мире - технологии изобретательства.

 

Вечером того же дня мы были приглашены на ужин к вице - мэру города Харбина господину Юе Юй Чуань.

Главной темой проходившей беседы была тема укрепления и развития дружбы двух великих народов - русского и китайского. В какой то миг получилось так, что мы одновременно взглянули в глаза друг друга. В наших взглядах было полное взаимопонимание и согласие.

 

вверх



(c) 1997-1999 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-1999 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

27 Jun 1999