НАЧАЛО
журнал
ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
№2, август 1998 г.
Комментарий составителя сайта:

Как и все статьи о ТРИЗ данная статья весьма дискуссионная. Например, очень трудно согласится с предложением Автора давать методы активизации перебора вариантов (МАПВ) в коротких курсах. Это мало что дает для освоения ТРИЗ, а время теряется. Мы предлагаем преподавателям самим проанализировать достоинства и недостатки каждого конкретного из методов активизации перебора вариантов, а затем поискать в ТРИЗ как то или иное достоинство отражено в ТРИЗ-технологиях работы с проблемами.

Такое упражнение позволяет глубже проникнуть в сущность ТРИЗ. А в больших курсах имеющих резерв для рассказа об исторической роли МАПВ такой подход дает возможность свернуть изучение ТРИЗ и использовать часы отведенные на изучение МАПВ для тренинга соответствующих навыков необходимых для эффективного использования ТРИЗ в практической работе. Тогда темы посвященные знакомству с МАПВ начинают играть роль упражнений облегчающих освоение технологий работы с противоречиями.


высшая школа

ОТ "ЧЕСТНЫХ КУПЦОВ" К...

© Скоморохов Геннадий Иванович, август 1998
Доцент Воронежского государственного технического университета



Широкое внедрение ТРИЗ в учебные программы ВУЗов относится к концу 80-х годов, когда ТРИЗ уже сформировалась как наука о развитии технических систем. Она включала в себя учение о законах развития технических систем (ЗРТС), стандарты для решения изобретательских задач, алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), информационный фонд. Было положено начало теории развития творческой личности (ТРТЛ).

К этому времени в высшем образовании накопилось множество проблем, сработал "закон неравномерного развития". Промышленность, техника, наука шагнули далеко вперед, появилось множество новых профессий, новых научных направлений и новых наук, к которым также относится и ТРИЗ.

Возникло противоречие между требованием надсистемы - давать как можно больше знаний (общих, специальных, гуманитарных) - и физическими возможностями усвоения этих знаний студентами. Некоторое время высшее образование развивалось за счет развертывания подсистем, то есть увеличения числа новых предметов и количества знаний, даваемых в единицу времени. Но это еще больше обострило противоречие.

Глубина познания предметов и профессионализм выпускников стали неуклонно снижаться. В этих условиях началось реформирование высшей школы и внедрение в высшее образование ТРИЗ и методов научно-технического творчества. Можно выделить три основные причины, обусловившие этот процесс.

Первая.

Разрешение возникшего противоречия и повышение качества образования достигалось свертыванием программ по отдельным предметам, объединением и свертыванием нескольких дисциплин, введением новых предметов, разработкой системного подхода ко всем составным частям образования. Таким образом, возможно, именно на роль ТРИЗ выпала задача методологического обеспечения свертывания информации по различным предметам. Это достигается путем представления ее в виде подсистем всей науки и техники на базе ЗРТС и формированием культуры сильного мышления. Например, физика и химия в ВУЗе в большей степени могли бы получить направленность информационного фонда, иллюстрирующего общее развитие всей техники на базе ЗРТС, сопромат - раскрытие закона согласования-рассогласования между нагрузкой и прочностью и др.

Вторая.

Процесс перестройки высшей школы сопровождался ее гуманитаризацией и предоставлением ВУЗам большей свободы в организации процесса обучения студентов. В этот период по министерским программам вводились такие предметы, как "Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС)", "Основы научных исследований", "Основы инженерного творчества", "Методы научно-технического творчества", "Патентоведение" и др. В любой из этих предметов можно было безболезненно вводить ТРИЗ, если на это было желание. Внедрению методов научно-технического творчества способствовало и введение в ВУЗы системы целенаправленной интенсивной подготовки студентов (ЦИПС), в программах которой был предусмотрен раздел, посвященный обучению студентов творчеству. Таким образом, объективно высшее образование в этот период искало новые формы обучения студентов, где одним из направлений была подготовка творческих специалистов.

Третья.

Созданная в 70-80-х годах Г.С.Альтшуллером система общественных школ ТРИЗ и обучающих семинаров различных уровней подготовила к этому времени достаточное количество учеников из числа сотрудников высшей школы. Они и стали проводниками теории в ВУЗах. Из опубликованных материалов видно, что большая часть преподавателей ТРИЗ в ВУЗах - это люди, прошедшие обучение ТРИЗ и, как правило, "заболевшие" им. В "Жизненной стратегии" Г.С.Альшуллер относит их к "честным купцам". Они не тормозят исследований, но и не дают научной отдачи школе. Не случайно почти во всех представленных материалах встречается пожелание (кому?) - дайте хороший учебник по ТРИЗ. Однако преподавание ТРИЗ в высшей школе приносит и пользу - информирует общественность о существовании новой науки и приобщает к творчеству самое молодое и перспективное поколение общества.

 

Oбучение ТРИЗ в ВУЗе существенно отличается от обучения на семинарах, где, например, большую роль играет создание определенной эмоциональной атмосферы. В ВУЗе более конкретно должны быть определены цели, задачи и содержание предмета, его связь с другими дисциплинами. Необходимо также учитывать подготовленность преподавателей, сложившуюся иерархию изучаемых дисциплин, загруженность студентов, материальную и методическую базу ВУЗов и многое другое.

ТРИЗ представляет собой науку о развитии технических систем, в то же время она дает методологию исследования и анализа не только технических систем, но и многих других. Она также является инструментом для решения практических задач. Каковы же сегодняшние возможности и цели обучения ТРИЗ в высшей школе?

С 1995 года в ВУЗах РФ по всем специальностям введены Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Ни в один из образовательных циклов Стандартов не введен специальный курс для изучения методов технического творчества, хотя в требованиях, предъявляемых к уровню подготовки специалистов, упоминается о необходимости формирования творческого мышления. Например, в стандарте по специальности 130400 - "Ракетные двигатели" - записано:

"....инженер... имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно научное содержание, ... способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук".

На дисциплины и курсы, устанавливаемые ВУЗом (факультетом) в стандартах отводится около 500 часов. Поэтому современные учебные планы отражают, с одной стороны, уже сложившиеся традиции преподавания ТРИЗ в ВУЗах, а с другой - отношение к ним руководства подразделений ВУЗов, наличие подготовленных преподавателей, готовых и желающих вести эти курсы. По личной инициативе преподаватели всегда могут ввести элементы ТРИЗ в любой спецкурс, но это требует гораздо большей отдачи и профессионализма.

Такое формальное положение дел и обусловило огромное количество дисциплин, в которые вошло изложение ТРИЗ. Только в 18 ВУЗах РФ таких дисциплин насчитывается более пятидесяти (см. "Приложение"). Все дисциплины читаются в объеме от 18 до 80 часов (редко больше).

По классификации Г.С.Альтшуллера это означает, что ЦЕЛЬЮ обучения может быть только ознакомление с принципами теории с частичным освоением рабочих инструментов ТРИЗ. И все же, почему так много названий дисциплин (а сколько их по всей России?), в основу которых положен ТРИЗ? Хорошо это или плохо?

Хорошо, потому что таким образом происходит информирование о существовании ТРИЗ, отработка программ и методов обучения. Кроме того, нет сомнений, что в некоторых ВУЗах обучение поставлено действительно на высоком уровне. Плохо, потому что такой конгломерат читаемых дисциплин напоминает огромный симфонический оркестр, музыканты которого располагаются в разных комнатах и играют симфонию без дирижера по нотам, ими же написанными, на одну тему - "ТРИЗ - симфония". Плохо и потому, что при отсутствии действительно хорошего базового учебника по ТРИЗ, будет выпущена масса методических и учебных пособий, в которых в той или иной мере теория будет искажена.

 

Тем не менее, с позиций ТРИЗ и ТРТЛ в системе ТРИЗ - ВУЗ все развивается закономерно. Необходимо признать, что в настоящее время для ТРИЗ в ВУЗах нет устойчивого и достаточно надежного основания (закон полноты частей системы и др.). Поэтому идет хаотичный процесс развертывания системы за счет внутренних ресурсов - имеющихся преподавателей и предметов, к которым они имеют доступ.

Развертывание идет не только по количеству предметов, связанных с ТРИЗ, но также и по названиям дисциплин, в которые закладывается методология ТРИЗ. Например, "Основы конструкции автомобиля с элементами основ инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления", "Формообразование кузовов с элементами основ инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления" и др. Как говорится, процесс пошел!

 

Проблема большого количества дисциплин, в которых излагается ТРИЗ, и качества обучения обусловлена объективными и субъективными причинами. Нет нужды на них подробно останавливаться, они всем хорошо известны.

Очевидно, что за периодом развертывания последует процесс свертывания в одну базовую дисциплину и переход на микроуровень, когда спецдисциплины будут иллюстрировать методологию ТРИЗ и законы развития технических систем с изложением материала на основе культуры сильного мышления. В какую дисциплину может свернуться такое множество предметов, претендующих на изложение ТРИЗ, формирование творческого мышления и воспитание творческих личностей? Какое название будет у нее, чтобы всем было ясно - что это за дисциплина и какое место она занимает среди других предметов? Вопросы чрезвычайно сложные, и поэтому пока они остаются без ответа.

По опубликованным материалам трудно оценить уровень и эффективность преподавания ТРИЗ в ВУЗах и его конечный результат. Обучение - достаточно сложное дело, и его результаты нельзя увидеть сразу. Рабочие программы по ТРИЗ разрабатываются непосредственно преподавателями на базе научно-популярной литературы по ТРИЗ и материалов семинаров, поэтому они всегда отражают знания, полученные в ТРИЗ на том или ином уровне. Вот пример одной из лекционных программ (название не имеет значения) для курса объемом 36 часов (лекции - 18 ч., практика - 18 ч.).

  1. Методы активизации перебора вариантов - 2ч.
  2. Подход, противоположный перебору вариантов. Основные постулаты ТРИЗ - 2ч.
  3. Противоречия административные, технические, физические. Законы развития технических систем - 2ч.
  4. Тактика изобретательства, управление процессом решения задач. Принципы построения АРИЗ - 2ч.
  5. Преодоление психологической инерции, устранение терминов, решение задач с конца, метод ММЧ, инверсия, выход за пределы исходной ситуации - 2ч.
  6. Обзор информационного обеспечения АРИЗ - простые приемы, двойные приемы, сложные сочетания приемов с физэффектами, стандарты - 2ч.
  7. Особенности творческой личности. Жизненная стратегия творческой личности - 2ч.
  8. Функционально-стоимостный анализ - 2ч.
  9. Обзор литературы по научно-техническому творчеству - 2ч.

Очевидно, что эффективность непрерывного 36-часового семинара выше, чем чтение лекций в течений семестра один раз в две недели. А сам курс такого объема и не может претендовать более чем на обзорный. В некоторых ВУЗах ведется двухсеместровое (150ч.) обучение студентов ТРИЗ на младших курсах с выполнением двух самостоятельных работ и итоговым экзаменом. Возможно такой объем приближается к максимальной нагрузке для базового предмета по ТРИЗ, которого нет в стандарте на специальность.

Конечно, авторитет дисциплины завоевывается не объемом часов, которое на него отведено, а отдачей, даваемой преподавателем и студентами (кабинет технического творчества, научно-исследовательская работа студентов, патенты, обучающие программы, премии, завоеванные студентами на олимпиадах, и др.). Это отчетливо просматривается из опубликованных материалов.

В отдельных ВУЗах удалось открыть кафедры ТРИЗ. Наибольший выигрыш в этом случае открывается, если кафедра становится выпускающей (такой процесс также наблюдается в некоторых ВУЗах). Тогда возможна организация сквозного обучения ТРИЗ на всех курсах. Если кафедра будет общеобразовательной, то ей придется выпрашивать часы на дисциплины по ТРИЗ у выпускающих кафедр, которые разрабатывают учебные программы. Рассчитывать на объем более 36 - 50 часов в этом случае вряд ли возможно.

Объем читаемой дисциплины является необходимым, но недостаточным условием эффективного обучения ТРИЗ. Качество обучения всегда зависит от профессионализма преподавателя, его научной деятельности, методического и методологического обеспечения и многих других факторов.

Преподавателей часто подразделяют на преподавателей-ученых (творцов), которые дают результаты собственных исследований, и преподавателей-трансляторов, которые пересказывают материал из учебной и научной литературы. Хочется надеяться, что обучением ТРИЗ в ВУЗах занимаются преподаватели первого типа, не искажая при этом замысел творца.

Что касается других спецпредметов, изложение которых возможно на базе методологии ТРИЗ, то в этом направлении работы только начинаются, и трудно оценить их результаты. Для написания учебников по таким предметам необходимы глубочайшее знание самого предмета, профессионализм ТРИЗовца, время и согласованность на всех уровнях высшего образования. Ясно, что такие работы должны всячески приветствоваться.

 

Странно другое: почему до сих пор в обучении не используется главный ресурс, сам предмет обучения - ТРИЗ и другие методы активизации поиска новых технических решений (МАП)? С первых публикаций ТРИЗ всегда противопоставлял себя другим МАП, что исторически было верно. Но теперь, когда ТРИЗ стал наукой, необходимо на развитие всей методологии творчества посмотреть с точки зрения ТРИЗ.

Как инструмент, ТРИЗ предназначен для решения практических задач, также как и все другие методы. Поэтому и они должны рассматриваться в развитии на базе методологии ТРИЗ. Да, они имеют массу недостатков (в них еще не реализованы ЗРТС), они слабы, но они также развивались по общим, выявленным в ТРИЗ, законам. Поэтому при обучении их надо анализировать и раскрывать ретроспективу развития, а не просто ругать и описывать историческую последовательность их появления.

Все методы технического творчества и МАП развивались по общим законам развития технических систем. Мало того, сама ТРИЗ развивалась по законам, ею же и выявленным. Представляется, что написание одного из вариантов учебника по ТРИЗ, в котором ее методология раскрывалась бы и на примерах развития основных методов МАП, было бы полезным. Такое изложение особенно выгодно, когда на обучение ТРИЗ отводится небольшой курс. В этом случае подается не столько информация, сколько сама методология, что и является главным условием формирования творческого (тризовского) мышления. Такой подход не только не подорвет престиж ТРИЗ, а, напротив, покажет его истинную силу и возможности.

Например, метод проб и ошибок уже частично реализует закон полноты частей системы. Человек, используя МПиО, реализует простейшую процедуру поиска новых технических решений - хаотичный перебор вселенских знаний и их сочетаний. Раскрывая методологию ТРИЗ, можно уже прогнозировать дальнейшее развитие МПиО - объединение человека в би- и полисистему, структурирование поля мышления и т. д.

Идеально, если бы сама техническая система могла "говорить" о своих "болезнях" и своих резервах развития. А для этого в системе должна появиться обратная связь - от технической системы к человеку. Ученый, анализируя свет, дошедший от далекой звезды, определяет ее возраст, состав, температуру, расстояние до нее и др. Он расшифровал язык, на котором "говорят звезды". В этом смысле, ТРИЗ также является языком, на котором человек может общаться с технической системой, раскрывая ее прошлое и прогнозируя ее будущее развитие.

Используя методологию ТРИЗ, можно рассматривать все основные методы МАП (мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ и др.). Все они несовершенны, но в своем развитии они реализовали некоторые законы развития технических систем, а, значит, есть возможность демонстрировать методологию ТРИЗ, формировать творческое мышление. Можно рассматривать и другие методы технического творчества, в которых осуществляется переход в надсистему путем объединения различных методик. Здесь важно обратить внимание на появление или полное отсутствие системного свойства, эффекта, сверхэффекта.

И, наконец, рассказ о развитии многоэкранного мышления также может стать яркой иллюстрацией ЗРТС. Такой подход к изложению методов МАП не только укрепит позиции ТРИЗ, но также на собственном предмете продемонстрирует канву, по которой могут перерабатываться вначале отдельные разделы других спецдисциплин, а в дальнейшем и полные курсы.



    Примечание редакторов журнала "Технологии Творчества"

      Существует мнение: диалектику невозможно "знать" - диалектику можно применять или не применять.

      ТРИЗ, по общеизвестному определению, является прикладной диалектикой. И, говоря о формировании тризовского, сильного мышления, мы говорим о формировании мышления диалектического. Главный же недостаток мозгового штурма, метода фокальных объектов и т.п. - отсутствие или неразвитость в них материалистической диалектики.

      Возникает закономерный вопрос: могут ли недиалектические методы помочь формированию диалектического мышления? Практика некритического применения методов активизации перебора вариантов в рамках преподавания ТРИЗ дает очень настораживающие примеры.

      Начиная использование ТРИЗ в детской педагогике с методов МАП (как преддверия ТРИЗ), многие педагоги, увы, этим и ограничиваются. В результате складывается мнение, что эти методы и есть ТРИЗ. А вот представление, сложившееся у одного из слушателей семинара "ТРИЗ в маркетинге": "Мы... определяли миссию маркетинга путем проведения "мозгового штурма", одного из основных приемов, применяемых в ТРИЗ"...

      ТРИЗ с самого начала жестко противопоставлялась методам активизации. Для этого были и ЕСТЬ объективные причины. - Ред.


 

Oпубликованные материалы содержат много интересных сведений и фактов. Им еще предстоит стать предметом подробнейшего анализа, так как в большинстве ВУЗов наблюдаются схожие ситуации и проблемы. С одной стороны, происходит достаточно широкое внедрение ТРИЗ в высшее образование, а с другой - чрезвычайно низкая эффективность обучения студентов. Необходима координация усилий всех преподавателей ТРИЗ и Ассоциации, чтобы сделать этот процесс управляемым. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что ТРИЗ займет достойное место в высшей школе.

Обзор информации о преподавании ТРИЗ в ВУЗах РФ позволяет сделать некоторые выводы:

  1. Внедрение ТРИЗ в высшую школу в конце 80-х годов было объективно предопределено, но носило хаотичный характер.

  2. В Государственные образовательные стандарты, введенные в вузах в 1995 году, ни в один из образовательных циклов не включена дисциплина для изучения "Методов научно-технического творчества". Внедрение ТРИЗ возможно в виде элективных или специальных курсов в рамках гуманитарного и естественнонаучного циклов, что обусловлено необходимостью формирования у студентов творческого мышления.

  3. В настоящее время происходит развертывание системы ТРИЗ - ВУЗ за счет внутренних ресурсов и сложившихся традиций, но оно не носит системного характера. Существует вероятность "растаскивания" ТРИЗ по различным дисциплинам, в которых "ребенка" можно и не заметить.

  4. Необходима разработка концепции применения ТРИЗ в высшей школе, написание и выпуск базового учебника по ТРИЗ, а также качественный скачок методических разработок по ТРИЗ и его приложению в высшей школе.

  5. Преподавателям ТРИЗ в ВУЗах и Ассоциации ТРИЗ необходима координация действий для повышения эффективности обучения и передачи позитивного опыта. Представляется, что журнал "Технологии творчества" мог бы оказать неоценимую помощь в этом важном и трудном деле.
 

Приложение

Список дисциплин, в преподавании которых в ВУЗах используются элементы ТРИЗ:

    "Информатика",
    "Эвристика на основе ТРИЗ",
    "Эвристика",
    "Методы творчества",
    "Концепция современного естествознания",
    "ТРИЗ",
    "Методы научно-технического творчества",
    "Основы технического творчества",
    "Патентная информация и патентные исследования",
    "Методы технического творчества",
    "Оформление заявки на изобретение",
    "Психология творчества",
    "Личность и творчество",
    "Введение в ТРИЗ",
    "Развитие творческого воображения и фантазии",
    "Звристические приемы ТРИЗ",
    "Азбука ТРИЗ (ФСА + ТРИЗ)",
    "Защита интеллектуальной собственности",
    "Формирование качеств творческой личности и творческого коллектива",
    "Развитие творческого воображения",
    "Формирование системного мышления",
    "Диалектика технических систем",
    "Функционально-стоимостный анализ",
    "Венчурный бизнес",
    "Приемы рекламы",
    "Финансовое и налоговое планирование",
    "Теория решения технических задач",
    "Основы творческой деятельности",
    "Методы активизации творческого мышления",
    "Законы развития технических систем",
    "ТРИЗ - основа для развития сильного мышления педагога-технолога",
    "Теплотехника",
    "Гидравлика",
    "Основы научных исследований и инженерное творчество",
    "Основы инженерного творчества",
    "Основы изобретательского творчества",
    "Технология сильного мышления",
    "Компьютерные технологии успешного решения задач в управлении, бизнесе, технике",
    "Информационные технологии в интеллектуальной деятельности",
    "Компьютерные системы интеллектуальной поддержки",
    "Компьютерное проектирование новых средств и систем управления",
    "Изобретательское творчество",
    "Научно-техническое творчество",
    "Теория принятия решений"
    и др.

 

вверх


журнал


(с) 1998 Информационно-издательский центр , Челябинск, Россия
(с) 1998 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий

14 Dec 1998