НАЧАЛО

Так случилось что эта статья была написана автором на латышском языке. Но материал доложенный автором на педагогическом семинаре в Минске в марте 1999 года, вызвал большой интерес у аудитории. Мы попросили Ингриду Николаевну Мурашковску сделать перевод на русский язык. Но в процессе работы над переводом появился новый вариант статьи. Этим и объясняются несовпадения в приводимом тексте на русском и латышском языках, которое могут заметить наши читатели читающие и по-русски и по-латышски.

БУКИ НЕДЕЛИ ПРОЕКТОВ

© Ингрида Николаевна Мурашковска, главный специалист
Методически-информационного центра Школьной управы г.Елгава, Латвия.
ingrida.triz@apollo.lv


Как придумать тему проекта?

Что можно делать целых 5 дней?

Как выбрать одну тему, если идей много?

Это хороший проект или нет?

Как планировать работу?

А если что-то не удастся?

Помните ли вы, как во время одной из прогулок медвежонок Пух обнаружил невиданно большие следы в снегу?

Эти следы вели вокруг дерева, затем к ним присоединились еще одни и еще, и Пух с Пятачком начали заметно нервничать, подсчитывая, сколько всего бук проходило вокруг дерева.

Неделя проектов, объявленная распоряжением Министерства образования и науки в Латвии. (МОН), пожалуй, вызвала аналогичное шествие больших бук по школам Латвии. Поскольку вокруг нее как незнакомые, пугающие следы накапливается тревога, непонимание, неясность учителей.

В Елгаве, работая над подготовкой недели проектов уже с сентября, мы также обнаружили эти следы, но не стали на них смотреть сквозь пальцы или красиво, аккуратно заметать. На семинарских занятиях с школьными координаторами проектов и учителями мы рассмотрели их лучше, и оказалось, что за каждым угрожающим следом буков скрывается вполне конкретный вопрос, на который можно найти столь же конкретный ответ.

Эти вопросы и ответы мы с удовольствием предлагаем коллегам - на случай, если они узнают в них и своих бук.

 

Как придумать тему проекта?

Темой проекта может стать любой объект, явление, ситуация.

Разница лишь в том, что при формулировке темы это может прозвучать по-разному. А от этой формулировки зависит, как дальше работать с темой. С точки зрения формулировки в темах проектов, на наш взгляд, могут быть включены:

  • Объект;
  • Исследование;
  • Проблема;
  • Решение.

Объект. Выбираем некий занимательный объект вообще или конкретный, ранее виденный и запомнившийся объект.

Это можно сделать с помощью мозгового штурма, ассоциаций, выявления интересов или простых наблюдений. Это самый простой способ для выбора темы. Зато в подобной формулировке не проявляется направление конкретной работы.

Поэтому начинаем думать, что с объектом можно делать: как его познать; найти, обработать и обобщить информацию; как презентовать результаты.

    Примеры:
    "Украшения для волос", "Лиелупе" (Лиелупе - река в Латвии).

Исследование. Выбираем объект, который хотим познать в определенном контексте. Можем использовать ранее упомянутые методы, дополнительно задав вопрос: Что мы хотим узнать, выяснить об этом объекте? Подобная формулировка дает направление для исследовательской работы, нужно лишь ее хорошо спланировать и осуществить.

Работа имеет в основном познавательный характер, в меньшей степени - значение реального улучшения.

    Примеры:
    "Семейные традиции в нашем городе", "История школы".

Проблема. Выбираем объект или ситуацию, с которыми связана некая проблема.

Для этого можем обсудить, чем мы недовольны, что нам мешает, что хотелось-бы улучшить. Те же вопросы можем выяснить и с позиций других людей, социальных групп. Здесь также в формулировке выражено дальнейшее содержание работы.

Для темы, которая подразумевает конкретную проблему, часто необходимо тчательное начальное расследование, чтобы разобраться с сутью, аспектами проблемы.

После этого следует разработка и реализация вариантов решения.

Тема, сформулированная таким образом, ориентирует на реально воплотимый и актуальный результат.

    Примеры:
    "Возможности работы учеников во время летних каникул", "Что делать с отходами?"

Решение. Выбираем конкретное мероприятие, дело, которое нам кажется полезным. От такой темы сразу можно перейти к планированию действий, не углубляясь в исследование проблем.

Такая работа в основном имеет организационный характер.

    Примеры:
    "Ремонт занавеса для сцены", "Конкурс детских рисунков".
 
Подобный подход к выбору тем дает возможность сразу ориентироваться на определенные содержание работы и результат. Проиллюстрируем это на примере работы с объектом "газеты".
Тема-объект: "Газеты".
Тема-исследование: "Сравнительная оценка газет "Zemgales Zinas" и "Zemgales Avize".
Тема-проблема: "Как подготовить подписную кампанию для местной газеты?"
Тема-решение: "Издание школьного журнала".
 

Что можно делать целых 5 дней?

Такой вопрос чаще всего появляется, если тема сформулирована как объект и в ней не отражается содержание работы. Хотя и для тем, сформулированных по-другому, этот вопрос тоже может стать актуальным.

В качестве ответа предлагаем опорные вопросы для системного исследования объекта. Они разработаны в методологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) на основе системного оператора (многоэкранной схемы сильного мышления).

Объекты можно исследовать:

  1. По признаку "Группа":
      1.1. Какую группу представляет данный объект: к группе каких объектов он относится, в какую группу входит?
      1.2. Что еще входит в данную группу?
      1.3. Чем наш объект похож или чем отличается от других объектов этой группы?

  2. По признаку "Структура":
      2.1. На какие части можно разделить (на какие типы, виды подразделить) данный объект?
      2.2. Как эти части в свою очередь делятся на еще меньшие?
      2.3. Каким образом части связаны между собой, как они влияют друг на друга?
      2.4. Когда это влияние может быть хорошим, а когда плохим?
      2.5. От чего это зависит и как это можно изменить?
      2.6. Можно ли этот объект разделить по другому принципу? Как? Каким тогда будет взаимодействие частей?

  3. По признаку "Место":
      3.1. Где может находиться данный объект?
      3.2. Что находится рядом?
      3.3. Как все эти объекты связаны между собой, влияют друг на друга?
      3.4. Что на данный объект влияет хорошо, а что - плохо?
      3.5. На что данный объект влияет хорошо, на что - плохо?
      3.6. Как можно изменить это влияние?
      3.7. В каких других местах может находиться этот объект?
      3.8. Какие там могут быть связи и влияния?
      3.9. В какие очень необычные места вы могли бы поместить данный объект, чтобы он там осуществлял необычную роль?
      3.10. С чем этот объект было-бы полезно объединить?

  4. По признаку "Функция":
      4.1. Как данный объект используется?
      4.2. Для какой цели он предназначен?
      4.3. По отношению к чему он выполняет свои функции?
      4.4. Выполняет хорошо или плохо? Как это проявляется? Что надо изменить, чтобы функция выполнялась хорошо? Что - чтобы эта функция выполнялась также хорошо, но с меньшими затратами на нее?
      4.5. Какие еще функции смог бы выполнять данный объект: обычные, необычные и совсем оригинальные?
      4.6. Какие дополнительные функции хотелось бы чтобы этот объект выполнял?
      4.7. Как тогда надо было бы преобразовать данный объект? Сравните данный объект по признаку функций с другими, на него похожими!

  5. По признаку "Набор Свойств":
      5.1. Какие физические, биологические, социальные свойства присущи данному объекту?
      5.2. Можно ли измерить значение этих свойств?
      5.3. Сравните данный объект по его свойствам с другими объектами этой группы.
      5.4. Найдите для данного объекта всевозможные похожие на него объекты так, чтобы у них было одно общее свойство!
      5.5. Составьте образные сравнения!
      5.6. Найдите похожие объекты по другим свойствам!
      5.7. Что могло бы быть противоположностью данного объекта (объект с противоположными свойствами)?
      5.8. От каких свойств зависит возможность объекта выполнять выбранную функцию?
      5.9. В чем заключается эта зависимость?
      5.10. Что случится, если мы изменим одно из этих свойств?

  6. По признаку "Время":
      6.1. Какое прошлое у данного объекта: от чего он произошел?
      6.2. Как и где он появился?
      6.3. Что было предшественниками данного объекта? Кто - авторами?
      6.4. В чем заключалась необходимость его появления?
      6.5. Как этот объект со временем менялся? Почему?
      6.6. Какие проблемы и их решения он претерпел в своем развитии?
      6.7. Как меняются свойства и функции данного объекта в разные времена года, в разное время суток, в других циклах?
      6.8. В каких процессах, действиях данный объект участвует? Какова роль объекта в них?
      6.9. Как данный объект мог бы измениться в будущем? Какие связанные с ним проблемы тогда решатся?

Развернем возможные направления проектной работы, используя опорные вопросы.

  • Сформулируем эти вопросы иначе, приспосабливая их для нашего конкретного объекта или ситуации.
  • Подумаем, каким образом можем искать на них ответы.
  • Выберем, как лучше презентовать полученные результаты.
 

ПРИМЕР: тема проекта "Цветочные горшки"

Какую группу представляет данный объект?

Цветочные горшки входят в группу "горшки". Следующая большая группа - это посуда, еще больше - бытовые предметы.

Здесь можем сделать описание: "Место цветочных горшков среди другой бытовой посуды", используя для этих целей соответствующую литературу.

На какие типы можно подразделить объекты данного вида? На какие типы можно подразделить цветочные горшки?

На этот вопрос можем искать ответ в книгах, но можем придумать и сами. Для этого нужно принести самые разные цветочные горшки и попытаться их сгруппировать по похожим признакам. Там наверняка оказались бы керамические, пластмассовые, деревянные цветочные горшки, а также из других материалов. Большие, маленькие, средние горшки, а также другие варианты разделения.

Эту информацию можно демонстрировать в виде схемы, в которой заодно отмечать и преимущества и недостатки каждого типа.

Можно также сделать выставку с образцами каждого типа.

На какие части можно разделить данный объект? На какие части можно разделить цветочный горшок?

Основные части - это основание и стенки. Но, если мы собрали много разных цветочных горшков, объязательно найдутся и другие детали: вставной маленький горшочек, крепления, ручка и др.

Можем и эти отличительные объекты присоединить к выставке.

Где может находиться данный объект? Где может находиться цветочный горшок?

Чтобы ответить на этот вопрос, стоило бы отметить наблюдения ни только о своей квартире и своем классе, а походить и по разным учреждениям. Тогда выяснится, что цветочные горшки могут находиться не только на столе, подоконнике, полке, но и на полу, на лестнице, балконе, у стены и в многих других местах.

Это было бы прекрасным материалом для фотовыставки. На выставке, кстати, можно показать и примеры неудачного, неэстетичного размещения.

Что находится рядом? Как все эти объекты связаны между собой, влияют друг на друга? Что на данный объект влияет хорошо, а что - плохо? На что данный объект влияет хорошо, на что - плохо? Как можно изменить это влияние? Для определенности под "рядом" в нашем случае будем понимать и то, что находится внутри горшка, но не является его составной частью.

Это: земля, вода и цветок. Тогда мы можем анализировать, как разные цветочные горшки (см. вышеназванную типизацию) влияют на растения, их рост; как правильно подбирать цветочный горшок и землю для выбранного нами растения и.т.д.

Такую информацию можно собирать из собственных наблюдений, с помощью опроса членов семьи и знакомых, выслушивая специалистов-садоводов, в книгах.

В результате могут появиться советы для тех, кто ухаживает за комнатными цветами.

Такие советы можно сразу использовать на практике, проверяя условия роста для школьных комнатных растений и в случае необходимости провести пересадку или другие действия.

Подобную деятельность можно снять на видеопленку с соответствующим комментарием: что и для чего делается. В дальнейшем материал можно использовать как учебный фильм.

В какие очень необычные места вы могли бы поместить данный объект, чтобы он там осуществлял необычную роль? С чем этот объект было-бы полезно объединить?

На этот вопрос можно искать ответ в книгах, а еще лучше это делать с помощью воображения. Спланируем для презентации, допустим, подвижные игры с цветочными горшками. Но сперва эти игры надо самим придумать, используя объединения цветочных горшков с другими вещами, например, водой, ложками, воздушными шарами,бумажными мячиками, шнурками и др. Тогда в играх могут появиться такие задания как: выдуть шарики из цветочного горшка; перенести воду, чтобы она не разлилась; обматать горшок шнурками, чтобы не осталось ни одной свободной полоски, надуть шарик, чтобы он остался с горшком "на голове" и.пр.

Что надо изменить, чтобы эта функция выполнялась также хорошо, но с меньшими затратами на нее? Если функция цветочного горшка - это удержать землю вокруг растения, то как эту функцию можно выполнять меньшими затратами или меньшими ресурсами?

Для изготовления цветочных горшков используется определенный материал. Как изготовить цветочный горшок из материала, который не стоит практически ничего?

Для решения этого вопроса можем выбрать мозговой штурм или некий аналитический метод. Полученные идеи и решения желательно реализовать на практике. Тогда могут появиться цветочные горшки из земли, которая спрессована или как-то иначе уплотнена; из картонных коробок или бумаги, из накрахмаленной ткани, из коры дерева и.т.д.

Авторы могли бы защищать свои изобретения, указывая их полезные качества, а также решения возможных проблем. Так, например, бумажный горшок быстро станет дряхлым, но его можно пересадить в другой горшок побольше, где внутренний горшок со временем распадется и будет выполнять роль удобрения.

Конечно, команда экспертов должна в этой связи высказать свою оценку и конструктивную критику.

Придумайте, какие еще функции смог бы выполнять данный объект: обычные, необычные и совсем оригинальные!
Этот вопрос также основывается на воображении.

Можем, например, устроить конкурс-смотр "Цветочный горшок меняет профессию". Участники или команды получают цветочные горшки и через какое-то время они должны продемонстрировать совершенно неожиданные возможности использования цветочных горшков.

Тогда окажется, что с помощью цветочных горшков можно музыцировать, это - хорошие формочки для строительства песочных или снежных дворцов, из них можно делать абажуры, ими можно гладить, прессовать, взвешивать, измерять, а также многое другое.

Какие функции желательно, чтобы он выполнял?

Подумаем, что доставляет нам неудобства в использовании цветочных горшков, и пофантазируем, как их можно устранить.

Так, например, было бы хорошо, если цветочный горшок сам регулировал бы температуру и влажность земли, если бы он расширялся при росте растения; если бы менял цвет, согласовываясь с конкретным местом; если бы он перемещался по отношению к источнику света в зависимости от нужд растения и.т.д.

В дальнейшем можно познакомиться с разными физическими, химическими, биологическими и геометрическими эффектами, с помощью которых попытаться некоторые из этих идей реализовать.

Какие физические, биологические, социальные свойства присущи данному объекту? Можно ли измерить значение этих свойств?

Этот вопрос дает возможность работать с разными свойствами, а также с умениями измерять и наблюдать.

Можем выяснить, какие конкретные свойства характеризуют цветочные горшки и разработать и заполнить сравнительные таблицы о таких данных для разных цветочных горшков как вес, объем, высота, толщина, ровность, пористость, прочность, красота и.др.

Иногда, возможно, придется придумывать новые принципы градации, критерии для определения свойств и приемы для измерения. Навыки такой работы очень помогают в практике решения реальных проблем, когда приходится выделять некоторые необычные свойства объектов входящих в задачу, и находить шкалу сравнения этих свойств

Составьте образные сравнения!

Здесь можно работать как с помощью свободных ассоциаций, так и методических поисков сравнений цветочных горшков с более отдаленными областями, такими как балет, бухгалтерия, мореходство, столярные инструменты, царство животных и.др.

Подумаем, нельзя ли их использовать для рекламы цветочных горшков или где-то еще.

Какое прошлое у данного объекта: от чего он произошел? Как и где он появился? Что было предшественниками данного объекта? Кто - авторами? В чем заключалась необходимость его появления? Как этот объект со временем менялся? Почему? Какие проблемы и их решения он претерпел в своем развитии?

Эти вопросы можно исследовать в источниках литературы, создавая своеобразную историю цветочных горшков. Возможно, дополнительную информацию дал бы опрос людей более старшего поколения.

В каких процессах, действиях данный объект участвует?

В жизненном цикле цветочных горшков можно рассматривать такие этапы как производство, транспортировка, продажа, эксплуатация и утилизация.

Особенности этих процессов можно исследовать в конкретных учреждениях, которые в них участвуют - выяснить их технологию, организацию труда, а также проблемы, и подумать над их решением.

Результатом этой темы может стать также выставка цветочных горшков, изготовленных в разных технологиях.

 

Надеемся, что выясненные таким образом направления работы будут достаточными не только для пяти дней, но и для более длительного срока. Но это не значит, что все наброски идей объязательны для реализации.

Функция опорных вопросов - развернуть тему на, по возможности, разнообразные составляющие: подтемы и виды работ. Это позволяет выбрать направления, которые наиболее подходят способностям и возрасту детей, а также другим обстоятельствам.

 

Как выбрать одну тему, если идей много?

Иногда этот выбор осуществляет сам учитель, опираясь на практический жизненный опыт, которого еще нет у учеников. Но можем выбор оставить за детьми, рекомендуя им приемы для принятия решения. Мы использовали два приема:

  • объединение идей;
  • определение и использование критериев оценки.

Объединение идей. Оно может пригодиться, если начальные темы не очень широки или, если хотим придти к общей теме для всей школы.

Так, например, с темой "Цветочные горшки" можно объединить идеи, результаты которых уложились бы в общей выставке.

Такие темы как "Журнал школы", "Организация вечеров отдыха", "Школьный сад", "Жизненные пути наших выпускников", "Знаем ли мы своих учителей?" органично дополняют друг друга в надтеме "Школа".

Определение и использование критериев оценки. Критерии оценки мы выяснили, когда ученики пытались разобраться, почему одна идея им кажется лучше другой. Нашими критериями стали:

  • актуальность;
  • уникальность;
  • осуществимость проекта.

Актуальность помогает оценить, насколько необходим этот проект на данный момент, для какого количества людей он сейчас значим - способен что-то для них решить, улучшить.

Уникальность позволяет оградиться от повседневных рутинных работ, она требует новый, неожиданный подход к теме, ее решениям. Другими словами, это "изюминка" проекта.

Осуществимость заставляет оценить наши реальные возможности: хватит ли времени, знаний, средств, чтобы достичь желаемый результат? Не столкнемся ли мы с барьерами юридического характера или необходимостью добиваться решения высокого административного уровня?

 
Данные критерии работают как комплекс: лучшие идеи те, которые соответствуют одновременно всем критериям.

Работая в группах, ученики с помощью критериев успешно делают выбор идеи сами.

Критерии наверное могут быть и другие, но в процедуре принятия решений они всегда являются эффктивным инструментом.

 

Это хороший проект или нет?

Так часто спрашивают учителя, когда уже рассказали свои замыслы проектов. Переспросим: как узнать, была ли охота успешной или нет? Чем больше зайцев подстрелили, тем успешней. Также и с проектами: чем больше целей достигнуто, тем лучше.

Для недели проектов мы определяем три направления, в которые стоило бы целиться. Это:

  • реальное улучшение;
  • дидактические цели;
  • мотивированные цели учеников, их удовлетворение.
Реальное улучшение.
Эта цель требует нечто большее чем деятельность ради деятельности или получение новых знаний или умений. Она заставляет думать, что в результате нашей деятельности могло бы измениться, улучшиться для других людей. Не как потенциальная возможность, а как состоявшийся факт.

Дидактические цели.
Это могут быть: новые знания о теме; развитие таких общих умений как наблюдения, сравнение, определение, характеризование, анализ, измерение, работа с литературой, изображение информации в разных моделях, рассуждение, оценивание, преобразование, синтез и.т.д.; развитие специфических умений проектирования.

Мотивированные цели учеников, их удовлетворение.
От реализации этой цели будет зависеть, захотят ли ученики впредь заниматься проектами, сможем ли от них дождаться большей инициативы и активности в решении разных вопросов.

На наш взгляд, радикальные оценки "хороший проект" и "плохой проект" вряд ли необходимы.

Мы предпочитаем вопрос: как улучшить проект?

Тогда ответить можно просто: проверить, выдвинуты ли в проекте все возможные цели, и, если нет, сделать это.

Так, например, в проекте "Благоустройство территории школы" наглядно представлена цель реального улучшения. Можем подумать, какой разворот проекта позволил бы повысить заинтересованность, мотивацию учеников, дал бы возможность освоить более разнообразные умения.

Проект "Книжка о временах года", в рамках которого дети будут делать каждый свою книжку с рисунками, стишками, текстами, позволяет работать с разными умениями. Но, если учительница сама подсказывает детям, какими должны быть содержание книжки и порядок работы, то в этой работе выпадают именно умения проектирования. Это скорее проект учителя чем учеников. Если идеи о жанре, содержании, внешнем оформлении книжек будут учиться предлагать дети, то у них будет формироваться опыт генерации идей, а также возрастет удовлетворение своими успехами.

Проект "Австралия" наверное более перспективен для реализации разных дидактических целей. Его можно попытаться обогатить целями реальных улучшений.

Правда, надо сказать, что для уже выбранной темы порой сложно присоединить дополнительные цели. Куда удобней ориентироваться на широкий диапазон целей на стадии выбора темы. Это позволяет также решать проблему активного участия всех детей на неделе проектов, поскольку можно найти подходящую деятельность для всех.

 

Как планировать работу?

Один из вариантов ответа на этот вопрос может быть следующим:

  • Развертываем выбранную тему по опорным вопросам (см. выше). В результате получаем список исследуемых вопросов.

  • Определяем конечные результаты проекта. В основном это: реальное улучшение и познание-популяризация. Для выяснения реального улучшения можем использовать вопрос: "Что и для кого улучшится в результате осуществления проекта?" Результат познания-популяризации проектируем с помощью вопроса: "Что узнаем? Как можем ознакомить с этим других?"

  • Планируем промежуточные результаты и способы их реализации по принципу: "Что необходимо для получения результата? Как это лучше всего сделать?" Планируем также необходимые для работы ресурсы: материально-технические, информационные и.др.

  • Формируем календарный план действий по принципу: "Какая группа когда что делает?" С подробно разработанным календарным планом можем переходить к осуществлению проекта.
 

А если что-то не удастся?

Конечно, не удастся. Мы ведь только учимся. И важно научиться предвидеть и преодолевать неудачи.

В этом плане очень ценное мероприятие - это проведение анализа возможных причин срыва работа, стремление выявить потенциальные "опасности" способные помешать реализации задуманного. Проанализируем свой план еще раз, но уже с этой точки зрения и подумаем, из-за чего каждое звено работы может не удастся, какие "диверсии"могут устроить нам внешние обстоятельства. Специалисты по решению проблем называют это "Черный прогноз" - т.е. описание возможно большего числа причин, существующих или способных возникнуть в будущем, которые могут воспрепятствовать реализации плана.

Например, при составлении "черного прогноза" можно использовать вопросы такого типа: "Что может помешать собрать материалы по необходимой теме?" Варианты противодействия внешних обстоятельств полученные в результате ответа на этот вопрос:

  • В библиотеке таких материалов вообще нет.
  • В библиотеке в этот день санитарный день.
  • Библиотекарь занят на другом мероприятии.
  • Книга отдана другому читателю.
  • Люди на улице отказываются участвовать в опросах, реагируют отрицательно, иногда грубо.

Теперь у нас есть возможность подумать, как эти вероятностные проблемы вовремя устранить.

Для этого наверняка стоило бы: своевременно связаться с библиотекой, выяснить ее возможности и условия работы, тренироваться в узнавании доброжелательно настроенных людей на улицах, учиться корректно и доступно высказать свою просьбу и т.д.

"Черный прогноз" позволяет прогнозировать неудачи и подготовиться к их устранению. Он может стать хорошей опорой для первых, пробных проектов. Навыки делать такой прогноз негативных обстоятельств, которые формируются у детей в процессе работы над проектами, впоследствии могут быть использованы ими в повседневной жизни уже при реализации их собственных планов и идей. И это еще один положительный момент, который привносит неделя проектов в жизнь детей.

* * *

Некоторые следы бук мы исследовали поближе. Можно было бы и продолжить, но стоит ли? Поскольку, когда Пух с Пятачком уже не могли сообразить, как быть дальше, они услышали с вершины дерева смех Кристофера Робина. Оказалось, что следы бук оставили они сами. Наверное, это лучшее средство освободиться от неуверенности: залезть на дерево и оттуда убедиться, что никаких бук вообще нет.

 

Удачного нам всем восхождения на дерево проектов!
 

вверх


(c) 1997-1999 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-1999 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

05 Sep 1999